people
February 17, 2023

Почему вас не возьмут на работу программистом

Некоторые печальные реалии, о которых не рассказывают на всех этих платных онлайн-курсах за пару штук баксов.

Старые добрые времена

Вам не повезло, вы не успели на этот паровоз.

Сказочные времена волшебного роста из серии «воткни палку в землю и оно заколосится» в ИТ прошли.

Совсем прошли.

Был период, когда брали на работу с улицы, без резюме и собеседования. Было, что получив проект — сотрудники изучали технологию, даже язык «в процессе».

Было популярное шапкозакидательское мракобесие что «профи документацию не читают».

Когда-то гонялись за специалистами и очень серьезно платили:

моему товарищу, серьезно знающему ассемблер, в 19 лет с ходу предложили зарплату $5000, что на 2004й год скажем прямо — было очень дох#я.

Это не сегодняшняя «вилка» за 8/5 , от которой даже на сотку баксов никто не двинется, будь вы хоть вторым Виталиком Бутериным.

Много чего такого было, много что легко и просто продавалось в тот период «золотой лихорадки». И в первую очередь легко быстро и за дорого продавался хреновый софт:

Кривые самопальные поделки на Дельфи когда-то автоматизировали целые банки, а апплет на Java работал в качестве «банк-клиента».

Можно было будучи студентом написать на коленке «что-то свое» и продать за бешеные $$ — целые отрасли не были автоматизированы.

Натурально на счетах калькуляторе считали баланс и вели учет в тетрадках эксельках, даже на крупном производстве.

Собственно качественного ПО как такового просто не было:

Сколько там месяцев уже работает ваш ноутбук без перезагрузки? Некоторые товарищи годами умудряются ноутбук не выключать и не перезагружать.

Так вот этого всего еще 15 лет назад не было, а было вот:

Тот самый BSOD. Оригинал из 1998го. Каждый рабочий день. Или через день.

В наши дни порог входа в индустрию разработки стал очень высок, в первую очередь из-за требований по качеству:

те кто платят — мириться со сбоями и тормозами больше не хотят.

Поэтому ваше любимое «#уяк-#уяк и в продакшн» глобально больше не работает. Ну и требования по функционалу сильно подросли и заматерели.

А это означает что каких-то простых проектов, куда можно подключить новичка стало исчезающе мало.

При этом цена ошибки программиста сильно возросла.

С очевидными для последствиями для новичков.

Новичкам тут не рады

Отрасль постепенно взрослеет, технологии и инструменты разработки становятся все сложнее.

Я уже с трудом представляю, сколько лет может понадобиться для полного изучения веб-разработки с нуля:

от модели OSI и принципов работы сети до современных реалий в виде вебсокетов, webpack с tree-shaker, SPA и web workers.

Уж молчу про бурное развитие IPv6, технологий виртуализации и fault tolerance.

Усложняются и правила игры:

куда тяжелее доказывать не то что «экспертность», а просто наличие знаний, как факт. Доказывать на уровне компаний а не просто на собеседовании.

Слишком много «говорящих голов», профессионально ссущих в уши выросло за годы процветания, деваться теперь от них некуда — порог доверия к вам в результате сейчас задран до небес:

Нет сертификации? — нах#й, нет подтвержденного опыта с указанной технологией? — нах#й, нет ста человек в штате? — нах#й.

Надо очень постараться чтобы вам доверяли. А если вам не доверяют — вас не слушают, даже если платят.

Ну и конечно появилось серьезное разделение труда:

бекэнд, фронтэнд, devops — еще лет 15 назад этих терминов не было, не то что популярности и требований.

Подробно тему этих различий я раскрыл в этом посте, не буду повторяться.

Вообщем брать новичка, с целью его роста на реальный проект стало просто слишком рисково.

Сколько стоит программист

Разработка, с точки зрения бизнеса это всегда расход, а не доход — т.е это чистые затраты. Сами по себе программисты не зарабатывают, зарабатывают создаваемые ими продукты и услуги, в том или ином виде.

Вообщем-то ИТ с точки зрения финансовых потоков — такая огромная пиявка сосущая ресурсы компании.

Чтобы продукт зарабатывал он должен быть качественным — это лишь «одно из», но обязательное условие для 2023го года.

Сделать качественный программный продукт может только профи, команда профи.

Поскольку профи мало в принципе, тем более свободных — есть вполне работающая схема по их «выращиванию в закрытом помещении»:

Cтуденческая практика (те самые интерны) -> доп. обучение -> младший разработчик -> доп. обучение -> нормальный разработчик.

Очевидно что позволить себе такое может только крупная компания, поскольку каждый шаг тут подразумевает менторство полноценного программиста, у которого и своя работа есть.

Весь процесс занимает лет так пять.

По-сути это пять лет инвестиций в человека, который возможно никогда не займет свое место в индустрии.

Думаю теперь понятно почему практика найма джунов стала так редка?

А те варианты что остались — по-сути поиск полноценных разработчиков за зарплату начинающих.

П#здец au naturel

То что происходит в мире сейчас — однозначно приведет к долгосрочному глобальному спаду в производстве и бизнесе, а значит упадет и большая часть ИТ — как обслуживающая бизнес отрасль.

Вот так:

сами по себе программисты — не нужны. Только как часть какого-то процесса. И процесс должен быть большим и дорогим.

Этих процессов — конечное количество, при глобальной рецессии их количество и сложность будет лишь уменьшаться. А значит количество работы для айтишников будет все больше сокращаться.

Собственно это уже происходит, раз вы читаете этот пост ;)

Вообщем вполне возможно что в ИТ вас уже никогда не возьмут, не смотря на все ваши старания, умения проходить интервью и те самые «soft skills».

Просто потому что самой отрасли не останется.

Такие дела.