software-architecture
November 20

Как создать социальную сеть

Недавно посмотрел новую социальную сеть от HH под названием Сетка, которая каким-то удивительным образом набрала себе все проблемы подобных проектов десяти-пятнадцатилетней давности. Если вы тоже собираетесь создавать социальную сеть — читайте внимательно, чтобы не повторять такие ошибки.

Именно так ваша уникальная социальная сеть будет выглядеть в реальности: на дешевом телефоне с Андроидом, со следами от зубов пальцев.

Очень хотел сделать снимок «в поле» и с реальной засветкой от солнца, но погода в Питере как-то совсем не задалась.

Хотя думаю что даже в таком «офисном» варианте становится понятна проблематика темного оформления — подробнее ниже.

Что такое "Сетка"

Опишу скриншотом с официального сайта:

Сложно сказать каких именно «профи» создатели имели ввиду, видимо кого-то помоложе и не имеющего отношения к лингвистике, но лично мне эта дикая мешанина из русского и английского не по делу и в одном предложении совсем не понравилась.

Коллегам тоже не зашло, впрочем в «Сетке» мелькают всякие CMO, CPO, CTO, COO — которые обычно люди в возрасте, так что видимо это больше вкусовщина.

Несмотря на то что русские слова и фразы спокойно используются в современном английском:

c той стороны почему-то не приходит в голову вставить посреди предложения пару слов на кириллице, хотя технически такая возможность существует очень давно.

Но не видел, ни разу.

Ну да ладно, я все-таки «ИТ-дед» по меркам современной продвинутой молодежи и статья — про типичные проблемы создания социальных сетей, а не вопросы лингвистики, поэтому опустим пролог и перейдем к основному действию.

Из патента Facebook (владельца Instagram). А вы говорите "свайп влево", ага.

Сложная простота

Начну несколько издалека, хотя это стоит прочитать всем горячим головам, мечтающим о тотальном «импортозамещении» и рассвете отечественных технологий — для возвращения в реальный мир.

Появление смартфонов породило отдельное направление в разработке ПО и построении интерфейсов  — мобильный UI/UX.

UI это сокращение от «User Interface», UX — «User Experience» и если «User Interface» имеет четкий понятный и однозначный перевод — «пользовательский интерфейс», то с «User Experience» все несколько сложнее:

самый частый и дословный перевод — «пользовательский опыт» не в полной мере отражает суть и смысл.

Взгляните:

Картинка выше — из еще одного патента, на этот раз от Apple, в котором изображен принцип действия «slide to unlock». 

Это и есть тот самый «User Experience», термин из нового времени, смысл которого так тяжело передать на русском.

Чтобы не запутывать читателя окончательно, остановимся на фразе «ощущение от использования» — еще один современный эфемизм, означающий некий набор характеристик (часто виртуальных, а временами даже воображаемых), которые все в месте создают некую уникальность и шарм — некую фишку.

Душа, изюминка, «божья искра»  — вариации одного и того смысла, но с нюансами.

И речь далеко не всегда про удобство или производительность, вовсе нет.

Существуют куда более абстрактные и менее осязаемые вещи, тем не менее радикально влияющие на конечный результат в виде стоимости или интереса к продукту.

Задумайтесь:

а почему вы так уверенно считаете, что продукция Apple лучше?

Причем так считают не какие-то радикальные фанаты, ночующие у магазинов Apple Store и скупающие все новинки (хотя и такие есть), а самые обычные пользователи, которые просто пользуются.

Вы, дорогой читатель — скорее всего не разработчик, вряд ли разбираетесь в компьютерном железе настолько, чтобы рассуждать о качестве внутренней начинки ваших iPhone или MacBook, верно?

Но по какой-то неведомой причине твердо уверены, что продукция Apple — лучшая на свете.

Все потому, что главный продукт Apple — не софт и не железо, а то самое «ощущение от использования»

Нечто неосязаемое и не до конца воспринимаемое логикой.

Вполне допускаю, что над продуктами Apple поработали серьезные PhD по нейробиологии, психологии и поведенческим рефлексам, все ради того чтобы подсадить пользователей на эту иглу.

Но только повторить такое оказалось не под силу ни корейцам из Samsung, ни американским корпоратам из Microsoft или Google, ни китайцам, со всеми их навыками клонирования — не сработало.

У всех этих ребят были бесконечные бюджеты и лучшие кадры, но даже с ними ничего путного не вышло.

Примерно такая же история с Instagram, который у нас до сих пор считают «тупым сайтом с картиночками».

Из-за очень серьезной и вдумчивой работы с UI/UX, проект Instagram (по крайней мере его клиентская часть) до сих пор существует и развивается отдельно от Facebook/Meta, даже спустя десять лет после покупки:

Да, это лишь mockup интерфейса: 700k фолловеров при сотке постов может быть только у Рональдо ;)

Тут стоит обратить внимание на минимум текста и очень продуманные иконки, которые легко считываются всеми поколениями.

Поэтому неоднократно наблюдал в метро работу «на одной интуиции» — сидевших в инсте девочек, у которых не была включена локализация в мобильном приложении, что им никак не мешало крутить ленту и ставить лайки.

Повторюсь:

клонировать все это технически возможно, но повторить то самое «ощущение от использования» — не получится.

Помните об этом простом факте, прежде чем заказывать очередной клон «социальной сети с картинками» несчастным фрилансерам.

Спросите какое отношение все описанное выше имеет к «Сетке»?

Очень простое — ничего подобного в «Сетке» нет:

шарма, идеи, фишки, «божьей искры» — называйте как хотите, ничего такого там нет.

Но не переживайте — в вашем мобильном приложении социальной сети этого тоже не будет.

Почему?

Потому что мобильный интерфейс это сложный набор паттернов действий:

слайды, клики, зум двумя пальцами, открытие камеры по касанию в углу экрана — это нельзя так просто спроектировать и сложно даже описать в виде текста и картинок.

Технические задания для интерфейсов проектов вроде Instagram или ТикТок не существуют в природе — их создают путем постоянных экспериментов с интерфейсом и сбора аналитики взаимодействия пользователей.

Чтобы создать нечто подобное, вам придется не просто собрать команду разработки и найти хорошего UI/UX дизайнера (которых единицы в мире) — надо дать команде экспериментировать и запустить очень сложный механизм обратной связи «изменение поведения — влияние на аудиторию».

Вот это сложно.

Даже с бесконечным бюджетом, а в условиях РФ задача превращается в концептуально нерешаемую.

В том смысле, что деньги ваши конечно возьмут и чего-то похожее сделают, но только работать оно не будет.

Посмотрите на картинку ниже:

Так выглядит (выглядел?) один из офисов Facebook/Meta

Теперь представьте, что все эти люди работают за ваши деньги и без четкого плана, а общая атмосфера напоминает тусовку студентов.

«Money burn» по $100 млн в год и так скажем 10 лет подряд.

Сможете такое выдержать морально — видеть день за днем как горят ваши миллионы без какого-либо результата?

Вот и отечественные инвесторы тоже не могут, поэтому очень скоро вместо креативщиков появляются менеджеры, которые выставляют четкие сроки и планы, в которых «интерактивная кнопка» всего лишь один из пунктов.

Поймите правильно, я далек от культуры хиппи и прекрасно понимаю что деньгам нужен счет, а сотрудникам — управление и контроль.

Но на свете существуют вещи, которые невозможно создать согласно плану и под четким контролем, сверхпопулярное приложение социальной сети — одна из таких вещей.

Хотя разумеется вы вряд ли с таким согласитесь, поскольку это крайне упадническое и вообще «непопулярное мнение», а лично у вас все обязательно получится.

Пропасть поколений

Паттерны использования смартфона вообще и мобильных приложений в частности очень сильно отличаются для разных поколений людей, поэтому людям условно за 50 так сложно разбираться с современными «интуитивно-понятными» интерфейсами — они проектировались не для них и вне контекста их жизненного пути.

Если попроще, то интерфейс для «бумеров» должен быть основан на понятных им образах и графических элементах:

подтверждающие диалоги, «галочки» в стиле Windows, управляющие кнопки, которые выглядят как кнопки, а не непонятное овальное «нечто».

Для более юного поколения есть уже другие ограничения:

cложно осознать, но выросло уже несколько поколений людей, которые никогда не видели настоящую дискету.

Поэтому вот такая широко используемая кнопка сохранения без поясняющего текста для людей примерно 2000го года рождения и младше года является нечитаемой:

Надо сказать, что даже сама концепция сохранения ныне понятна далеко не всем — спасибо современным приставкам и видеоиграм с автосохранением.

Поэтому если целитесь в совсем юную аудиторию — от кнопки «сохранить» точно стоит отказаться.

Но аудитория «Сетки» (как и вашей предполагаемой соцсети) все же постарше, дискеты они скорее всего видели, заодно застали появление соцсетей, культуры стартапов и зарождения поколения «криэйторов».

Поэтому ожидания от UI/UX будут примерно такие:

Да это тот самый ТикТок.
Про «криэйторов» надо поговорить отдельно, чуть ниже — это отдельная важная тема.

На самом деле описать подобную разницу словами достаточно тяжело, но чтобы прочувствовать всю эту пропасть между поколениями самостоятельно — сравните интерфейс Instagram и например приложения «Одноклассников».

Это я вас подвожу к одной простой но важной мысли:

попытка создать мобильный интерфейс «сразу для всех» — задача нереализуемая в принципе.

Хотя и в постановках на проект соцсети и в головах создателей такие идеи неискоренимы.

Единственный проверенный и работающий вариант — фокус на одной возрастной категории, стремительный набор пользователей в одной этой категории и последующее вырастание вместе с ней.

Что вы могли наблюдать у того же Facebook/Meta:

социальная сеть созданная «студентом про студентов и для студентов», долго и упорно набирала аудиторию среди студентов — людей примерно одного возраста и интересов и только спустя десять лет переключилась на более возрастную аудиторию, которая (сюрприз) выросла из тех самых студентов.

Теперь возвращаясь к «Сетке», вот так выглядит ее основной интерфейс:

Есть идеи для кого это было создано?

Подозреваю, что для все тех же студентов и «начинающих специалистов», но для них тут слишком много официоза — просто посчитайте сколько на снимке выше сложных слов:

«сообщества», «комментировать», «читать далее», «рекомендации».

А такая аудитория ожидает чего-то попроще:

«группы», «написать», «еще», «тебе» — в таком стиле, хотя допускаю что даже мой вариант слишком сложен ;)

Разумеется где-то в документах проекта, среди презентаций и отчетов есть и абзац «описание целевой аудитории», наверное что-то вроде:

типичный задрот-айтишник, житель крупного мегаполиса, 25-35 лет, кот, жена и собака, платежеспособен, есть кредиты и ипотека.

Лет 15 назад был период большого интереса к социальным сетям и подобную ЦА в качестве основной выбирал каждый второй проект социальной сети. Поскольку тогда мы тоже занимались разработкой (как и сейчас) — до нас оно тоже долетало.

Навскидку несколько проектов тех лет:

социальная сеть для мамочек, для книголюбов, для любителей кошек, для спортсменов, для актеров, для охотников, для юристов, для строителей, для фотографов, для моделей из бьюти-индустрии.

Это все помимо очевидных приложений для знакомств, которых и тогда и сейчас — попой жуй.

Из совсем курьезного:

как-то предлагали поучаствовать в создании социальной сети для.. русскоязычных Java-разработчиков.

На осторожный вопрос про «потенциальный охват» и попытки подсчитать сколько таких разработчиков вообще живет в РФ — просто отмахнулись, типа не мешай творить великое.

Как думаете, где сейчас большая часть всех этих проектов?

Да-да, именно там — в земле.

Почему они там оказались?

Ну давайте подумаем вместе.

Загадка среднего возраста

Возьмем например Гарвард — элитное учебное заведение, где учатся богатые, образованные, приличные и потому очень однородные (на периоде обучения) люди:

если вашими клиентами вдруг стали студенты Гарварда, они будут примерно одного возраста, одинакового образования, одинаковых взглядов и интересов, а также все они будут находиться на время обучения примерно в одних и тех же жизненных обстоятельствах.

В Гарвард не поступают «просто так ради диплома», не поступают в произвольном возрасте — в 30 или 40 и точно не поступают не имея за душой ни гроша (как это у нас принято «на бюджет»).

Каждый год большая часть поступающих будет одинаковыми 18-летними оболтусами, которые закончат обучение к 25 годам и пойдут на первую средне-высокооплачиваемую работу, но точно не дворы мести или торговать наркотой по подворотням.

Поэтому вы сможете с высокой долей прогнозируемости понимать, что именно нужно такому клиенту в год поступления, через год обучения, через два или в момент выпуска.

Не будет необходимости делать какую-то тарифную сетку или выкручиваться с оплатой — обучение в Гарварде очень дорогое, поэтому любой студент точно сможет позволить себе трату сопоставимую со стоимостью обеда — те самые стартаперские $100 за подписку, которые будучи умноженными на тысячу уже превращаются в хороший финансовый поток.

Проблема лишь в том, что у нас в стране нет Гарварда.

У нас вообще не существует похожей комбинации из платежеспособности, возраста, социального положения, интересов и жизненных обстоятельств.

Даже если вы попробуете повторить трюк выше со студентами МГИМО или МГУ — быстро окажется, что там минимум три никак не пересекающиеся аудитории:

условно «мажоры», «спортсмены» и «задроты».

У одних интересы это клубы и тусовки, у других — спортзал и «физуха-бицуха», у третьих — кошачьи ушки и дилдаки.

Поскольку система обучения в отечественных ВУЗах (даже самых крутых) никак не связана с построением сообществ, налаживанием горизонтальных связей и подобным социальным экшном — вы не сможете предсказать потребности и интересы наших студентов.

Даже оставаясь в рамках одного ВУЗа и даже на самом стабильном периоде их жизни — во время обучения.

Разным будет все:

финансовое и социальное положение, круг интересов, планы на будущее, потребности и досуг — все будет отличаться даже в рамках 5 лет обучения

Теперь представьте, каков шанс собрать однотипную аудиторию по одной только сфере деятельности или увлечениям — как поступают все (виденные мною) отечественные проекты социальных сетей.

Подскажу:

шансов ноль.

Чем больше отличий среди привлеченной аудитории, тем сложнее подобрать общие интересы. Чем сложнее подобрать общие интересы, тем сложнее подбирать и показывать контент.

А социальная сеть это прежде всего контент, весь смысл которого — удерживать внимание как можно дольше, чтобы пользователи продолжали крутить ленту.

Что будет, если у соцсети нет четко подобранной аудитории?

Примерно такое:

Бессмысленный поток из бреда, левых вакансий, котиков и однотипных мотивационных постов — так это выглядело и 10-15 лет назад во всех свежесозданных соцсетях, так это выглядит в новой «Сетке» в 2024м году.

Сильно интересно вам будет такое смотреть?

10 лет назад тоже недолго выдерживали, поэтому среднее время жизни подобной «самопальной» соцсети было в районе года.

Но как долго проживет именно «Сетка» предсказывать не берусь — у HH уж очень много денег, поэтому проект будет жить столько сколько скажут сверху.

Общение по интересам vs нетворкинг

Сейчас будет очередное «страшное откровение», которое потрясет картину мира у юных создателей социальных сетей:

взрослые люди не очень любят общаться просто так

Есть разумеется обычная вежливость и культура «small talk» — все эти пустые разговоры «ни о чем», есть «убивалки времени» вроде обмена мемами про котиков, но основывать весь проект на одной идее что «люди хотят общаться и наш проект закроет эту потребность» — сумасшествие.

Раскрою тему на примере ИТ-отрасли, как самую близкую автору, тем более что «Сетка» предлагает специально подобранные группы «по интересам» — те самые «сетки» в качестве ключевого функционала.

Вот так выглядит автоматический подбор для моей учетной записи:

Поскольку «Сетка» — проект HH.ru, они успешно подтянули мое резюме времен работы в найме, на основе которого (плюс текущая должность) и выбрали для меня некий набор «групп по интересам».

Идея банальна и потому уже тысячу раз использована (все попытки — провалились):

человек указывает в профиле «люблю котиков», человек получает группу «любители котиков»

Нет, это так не работает, все гораздо сложнее.

Понимаю что нужны реальные примеры и поскольку за время работы в найме был на многих должностях — моя скромная персона и послужит примером.

Итак, какие есть публичные задачи у меня, как CTO технологической компании, занимающейся разработкой ПО:

  • Демонстрация компетенций компании, ее достижений и навыков команды;
  • Поиск возможных клиентов и деловых партнеров, хотя это и не основная деятельность.

Ради этого и создаются сложные технические статьи, выкладываются в паблик внутренние разработки, пишутся интересные посты и снимается видео — чтобы создать привлекательный образ компании.

Разумеется самих задач сильно больше, но они уже не касаются публичной деятельности.

С кем мне имеет смысл общаться:

1. Обычные разработчики, DevOps, тестировщики — потенциальные сотрудники, которых можно нанять и потенциальные «агенты влияния», через которых можно продвигать свои интересы в чужих компаниях.

Речь идет в первую очередь про подсказывание руководству «есть такие ребята, очень умные, давайте наймем».

Наличие такого «агента» на стороне заказчика, заранее впечатленного нашей работой сильно помогает в дальнейшем выстраивании отношений c его компанией.

2. CEO, COO и владельцы бизнеса — собственно потенциальные заказчики и партнеры, которые принимают решение о работе с нами. Тут думаю все понятно и в пояснениях не нуждается.

Так вот последняя категория, с кем мне имеет смысл общаться это мои «коллеги по цеху» — другие CTO, из других компаний.

Почему?

Во-первых такое общение ни к чему не ведет — ни к найму, ни к контракту, потому что любой вменяемый CTO всегда будет против внешних подрядчиков, это часть его работы: «ворон отгонять».

Во-вторых мне просто нечего сказать другим CTO, а им в свою очередь нечего сказать мне — это на тот случай если вы верите в некий «обмен опытом» и «синергию».

Дело в том, что есть огромная разница в работе технического директора (CTO) в банке, производственной компании или стартапе.

Вплоть до того, что должности будут звучать по разному:

в банке это будет «Руководитель департамента информационных технологий», а у производственников — «главный инженер» (одна из вариаций).

Будут радикально отличаться и должностные обязанности и приоритеты и решаемые задачи — все вообще.

А еще есть вопрос масштаба компании:

CTO «Яндекса» это совершенно другое существо нежели CTO обычной средней компании,

и направления деятельности:

CTO продуктовой компании, выстроенной вокруг одного ИТ-продукта будет радикально отличаться от CTO из компании-аутсорсера .

Все эти отличия приводят к тому, что горизонтальные связи становятся просто бессмысленными.

Точно такая же ситуация с архитекторами (которые тоже все разные) и даже с тимлидами — ни для обмена опытом ни для смены работы один тимлид другому не нужен, не помощник и ни разу не друг.

Если отойти от обсуждаемой «Сетки» — стоит заметить, что практически все мелкие или новые социальные сети страдают подобным непониманием и упорно загоняют людей в какие-то абстрактные категории, ориентируясь только по внешним признакам.

Например:

тоже самое было при попытке создания соцсети для фотографов — пытались делить их по типу фотографии, там ч\б, ландшафт, пейзаж, не понимая ничего ни в фотографии ни в работе фотографа.

Чтобы на самом деле успешно решать задачу категоризации пользователей и действительно понимать их интересы — надо (опять) экспериментировать, постоянно менять алгоритмы и внимательно собирать обратную связь и аналитику.

Лента Фейсбука работает и привлекает именно ваше внимание, потому что за ней стоит практически живой организм, постоянно анализирующий как вас самих и вашу активность, так и все ваше окружение, с их активностью.

Такого рода разработка по своей природе очень слабо формализуема:

ее невозможно оценить ни по срокам ни по бюджету ни по требуемым ресурсам, что у отечественных менеджеров немедленно включает «защитный механизм» в виде ежедневных митингов, отчетов и подобного официоза.

Чем это в итоге заканчивается?

Херовой выдачей, с последующей утратой интереса к проекту и оттоком пользователей.

Радикальные взгляды

Следующей проблемой, которую вам придется решать если захотите создать свою социальную сеть — современная радикализация мнений и взглядов.

Люди уже не так часто убивают друг друга вне поля боя, как это происходило хотя-бы 30 лет назад, зато вся эта ненависть к ближнему теперь переехала в социальные сети.

Разумеется вы умные и замечательные сделаете для своей соцсети регистрацию под реальным именем, затем добавите требование реального фото, а затем еще и «валидацию» по паспорту.

Только это не поможет и не остановит, увы.

Да, у вас в соцсети будут самые настоящие Джоны, Майки, Вячеславы и Николаи, которые никого не стесняясь, под своими реальными именами будут творить дичь и нарушать закон:

в насквозь просматриваемом Фейсбуке например сидят представители мексиканских наркокартелей и спокойно показывают свою роскошную жизнь, быт и особенности рабочего процесса.

Если же вернуться к нашим широтам, то будут другие «веселые забавы», вроде выкладывания фото отравленных собак в группы собаководов или видео надругательства над котятами — в группы «любителей котиков».

Или замечательные пожелания «смерти тебе и ребенку» от продвинутых чайлдфри к молодым мамочкам, которых те спокойно сравнивают с «мобильным родильным аппаратом» и скидывают фотки из х\ф «Чужие».

Замечу, что все это будут писать и выкладывать реальные живые люди, под своими настоящими именами, а не какие-то мифические «тролли».

До троллей еще надо дорасти ;)

Но высказываемый радикализм это только половина проблемы, реальное положение дел значительно хуже:

современные пользователи соцсетей вообще не желают видеть картину мира, отличную от их собственной.

Приведу простой пример с футболом.

Допустим в одной социальной сети сидят две группы фанатов, одна болеет за «Спартак», другая — за «Динамо». И вот случается крупное спортивное событие — давно ожидаемый болельщиками матч между двумя командами.

И.. «Спартак» проигрывает.

Соцсеть заливают победные посты про «Динамо», каждый из которых больно бьет в самое сердце каждому фанату «Спартака».

Что очень скоро сделают фанаты «Спартака», в унынии покрутив новостную ленту пару дней, где через пост будет красочный рассказ про проигрыш их любимой команды?

встанут и уйдут из такой соцсети, некоторые — навсегда.

Если вы не умеете отделять одну группу людей от другой по подобным интересам и не будете подкручивать ленту, с пессимизацией повестки для каждой конкретной группы — пользователи будут уходить.

К сожалению инфантилизация дошла до таких масштабов, что среднестатистический зумер вообще не выдерживает встречи с реальностью и любая новость, противоречащая его видению мира вызывает стресс и отторжение.

Никакого технического решения кроме манипуляций с выдачей тут нет.

Если только вы не задались целью переделать целое поколение взрослых детей — что конечно похвально, но к социальным сетям и ИТ уже не имеет отношения.

Думаю не стоит даже пояснять, по какой причине в любой новой социальной сети первым делом появляется запрет на обсуждение политики и религии ;)

Что касается вопросов технической реализации, то тут снова все очень плохо формализуемо, поэтому даже с хорошей командой — конечный результат непредсказуем.

Криэйторы

У нового поколения есть одна важная особенность, плавно переходящая в ключевое требование для современных социальных сетей — креативность.

Современная молодежь хочет уже не просто потреблять контент и «ставить лайки» — это было 10 лет назад, теперь они желают участвовать и создавать контент самостоятельно.

Не буду поднимать вопрос качества такого контента и «падения нравов», благо с точки зрения бизнеса это никого не интересует, расскажу про самое важное — про сложность реализации.

Если сравнивать этапы развития социальной сети с космической программой, то расстояние от первого прототипа до работающего стриминга — как между первым запущенным спутником и высадкой на Луне.

«Сетка» сейчас находится на самом начальном этапе данного функционала:

загружать можно только картинки, с ограничением по размеру, по длине описания и так далее, практически без поддержки оформления.

Причем картинки будут отображаться просто внизу поста, сплошным блоком. Как-то так это выглядит:

Разумеется будет аргумент про «серьезность» проекта, что «наша аудитория — серьезные молодые люди», я все это слышал еще 10 лет назад :)

К сожалению это самообман и молодую аудиторию не получится завлечь в новую соцсеть без поддержки обширного инструментария для креатива и творчества.

А реализовать его ох как непросто.

Но этот казалось бы смешной и дурацкий функционал настолько важен, что становятся популярными даже отдельные приложения, реализующие какую-то одну креативную тему:

Затем такие приложения покупаются соцсетями, для встраивания в их официальные мобильные приложения.

Настолько это важно.

Да, у "Сетки" есть только мобильное приложение.

Процесс регистрации новых пользователей

Есть один важный, но не очевидный для многих создателей социальных сетей момент, связанный с процессом регистрации новых пользователей:

создатели почему-то считают, что люди «просто так» скачают себе мобильное приложение, а затем еще и «просто так» пройдут в нем регистрацию.

Да, это работает для чисто коммерческих приложений или там где мобильное приложение несет однозначную осязаемую ценность:

заказ такси, доставка, скидки на товары, покупка билетов или услуг

Если вы начисляете $20 на счет казино за регистрацию в приложении — точно получите массу новых пользователей.

Сколько их потом в соцсети останется и будут ли они вообще реальными — вопрос уже из другой оперы.

Но просто социальная сеть (как и просто мессенджер) не несет очевидной ценности, поэтому тратить время на скачивание и установку приложения, а затем еще и в нем регистрироваться — на это пойдет сильно меньше людей чем потенциальная аудитория проекта.

Хотя догадываюсь откуда торчат уши такого дерзкого решения:

как и 10 лет назад был выдан аргумент про «мобильное поколение, живущее в смартфоне», а в качестве образца был взят Instagram, у которого до сих пор нет ни веб-версии ни официального десктоп-клиента.

Угадал?

Все конечно так да, но есть один важный нюанс.

Смотрите:

Так выглядит поиск в Гугле по нику автора, раздел "Картинки".

Думаю вы, дорогой читатель в курсе, что Google — совершенно другая компания, еще и находящаяся с Facebook/Meta (владельцем Instagram) в непростых отношениях, отлично иллюстрируемых вот такой не совсем цензурной картинкой:

Высокие отношения жабы и гадюки.

И тем не менее в поисковой выдаче Google отлично видны мои посты из закрытой социальной сети Instagram, куда можно зайти только с помощью мобильного приложения с регистрацией.

Конечно по клику вылезет просьба зарегистрироваться и ссылка на мобильное приложение, но в выдаче-то картинка все равно будет находиться.

Все это — результат специального договора между Google и Instagram, который нужен самому Instagram как раз ради формирования мотивации у потенциальных пользователей.

Точно такая же история и с Facebook/Meta, где у меня нет аккаунта, но чужие посты точно также находятся поиском, не имеющим отношения к самой социальной сети.

А теперь как думаете, что было со всеми озвученными выше проектами создания «наколенных» социальных сетей?

Цитирую по памяти:

«Ну мы подумаем», «как-нибудь потом», «мы не считаем что веб-версия сейчас актуальна», «веб-версия для нас не в приоритете» и даже «веб 2.0 устарел».

Поймите правильно, несмотря на все таланты и опыт — я не могу думать за заказчика и тем более считать его деньги, при всем моем желании и бесконечном терпении.

Это как добрый дядя доктор, вежливо и доходчиво объясняющий пациенту, что если тот продолжит бухать как не в себя то умрет через пару лет.

Доктор выдаст свое заключение, запишет диагноз в карточку пациента и закончит прием. А затем просто пойдет домой, выбросив чужие проблемы из головы.

Но вот что делать с полученной информацией и как поступать дальше — на совести самого пациента.

Так это работает в мире взрослых.

Наверное теперь вы захотите узнать, как обстоят дела с поисковой выдачей у «Сетки»?

Как-то так:

Да, 10 лет назад я тоже показывал руководству проекта соцсети такие картинки, нет не помогло :)

Ладно, осталось раскрыть последнюю интересную тему — про темное оформление.

Красиво? Красиво, только абсолютно неюзабельно.

Темное оформление

Несколько раз удавалось наблюдать взлет компаний-стартапов и самое первое, что происходило с интерфейсом после прихода большого количества реальных, живых пользователей — отказ от темного оформления.

Как только дело доходит до настоящей работы, не показухи из презентаций и мокапов — темные цвета быстро становятся неудобными.

Нужно вглядываться в экран, загораживать его от солнечного света — если дело происходит на улице, управляющие элементы часто сливаются с оформлением, перестают работать модальные и всплывающие окна.

Посмотрите на эту красоту:

Понятно из мокапа выше, что происходит звонок или открыт профиль из выбранного блока?

Теперь представьте такой интерфейс на улице, при свете дня.

В общем единственное место, где темное оформление актуально и постоянно применяется это интерфейсы графических и видео-редакторов:

Известный Adobe Photoshop

Когда пользователь сидит в специальным образом затемненной комнате, за большим профессиональным монитором, с очень высоким разрешением — все что надо это максимально незаметный интерфейс, не отвлекающий от работы яркими цветами.

 Именно в этом случае темные тона являются наилучшим выбором.

Это не показатель «профессионализма» или «элитарности», а самое банальное эргономическое удобство.

Вроде ношения темной одежды в плохую погоду, потому что грязь на них меньше заметна.

Как с этим делом обстоят дела у «Сетки»?

Хреново:

есть только темный, не отключаемый и не переключаемый интерфейс.

Везде, включая лэндинг-страницу:

Суммируя

Статья писалась в первую очередь для тех, кто до сих пор ничего не понял горит желанием создания своей социальной сети, чтобы более адекватно и объективно смотреть на вещи, оценивать шансы и расставлять приоритеты.

Для авторов самой «Сетки» все изложенные в статье аргументы разумеется глубоко побоку — им просто платят зарплату, за которую они «работу работают».

Ну а владельцы решают свои, более глобальные проблемы и рассматривают такую разработку как еще один актив в портфеле проектов.

Словом ничего нового.