October 29

Про сделки с AI

Итак, наслушавшись гиковской пропаганды и маркетинговых позитронных излучателей, вы решили что время пришло — пора наконец выкинуть Васю-программиста на мороз и нанять вместо него ChatGPT в обход отдела кадров.

Без зарплаты и выходного пособия, разумеется.

Рассказываю популярно чем это для вас закончится.

Недавно на Хабре, где я регулярно побираюсь собираю заказы выложили вот такой замечательный вброс:

Написано с умом, по всем канонам школы троллей и с глубоким пониманием техник профессионального подрывания пердаков — снимаю шляпу.

К сожалению менее опытные товарищи по партии могут воспринять этот вброс серьезно и сделать неправильные выводы или даже действия.

Еще эта тема достойна раскрытия за рамками одного комментария.

Прекрасный новый мир

Уже достаточно давно мы живем в мире, где обычному человеку ничего не принадлежит — нет ни своего дома, ни своей машины, нет даже своих копий фильмов или книг. И тем более нет своего ПО.

Всем этим вы все также пользуетесь, но на условиях аренды.

В РФ это не так заметно, но в США и Европе все эти процессы замены собственности на аренду начались очень давно — с начала 90х, с тех пор выросло не одно поколение людей, живущих на условиях аренды всего.

Думаю стоит пояснить проклятым зумерам подрастающему поколению чем аренда отличается от собственности, поскольку настоп#здело уже слушать замечательные истории про «оптимизацию трат» и «удобства сервиса» от людей покупающих онлайн скины для виртуального оружия за реальные мамины деньги.

Суть аренды в том что вы берете чужое имущество во временное пользование за деньги, не имея на него никаких прав.

Если арендодателю покажется что с вами что-то не так или он просто не хочет дальше предоставлять вам услугу — вас выпнут. Если арендодателю захочется внезапно поднять цену предоставляемой услуги скажем в 10 раз а вы такое не тянете — вас выпнут и отлучат от сервиса.

А если арендодатель решит свернуть сервис — он легко, просто и без каких-либо компенсаций выпнет вас на мороз.

Как вы заметили, я пишу «арендодатель», не разделяя например аренду недвижимости и аренду ПО — тот самый Software as Service (SaaS).

Это сделано намеренно, потому что никакой принципиальной разницы нет, точно также как «лендлорд» — владелец SaaS может делать с вами и вашими данными все что угодно. И ничего ему за это не будет.

С точки зрения закона, аренда это совсем не тоже самое что покупка, на аренду не распространяются правила торговли, например обязательная сертификация товара, а права покупателей не защищают РКН и «союзы прав потребителей».

Доказывать факт предоставления некачественной услуги кратно сложнее чем брак товара а судиться придется в 100% случаев с огромной корпорацией.

У меня есть определенный опыт участия в этих разборках и скажу сразу что ваши шансы равны нулю.

Даже с деньгами, даже если у вас на счету лежит миллиард, а в глазах религиозный огонь и жажда разрушения — вы ничего не сможете сделать крупной компании.

Утретесь.

Почему?

Ну банально потому, что корпорация непрерывно зарабатывает огромные деньги и любые судебные разборки для нее не более чем статья расходов, но не цель и смысл существования.

В отличие от вас, для которого весь этот процесс очень быстро станет основной деятельностью а деньги начнут быстро заканчиваться.

Но это еще далеко не все.

Обратная связь

Ладно, давайте снизим накал повествования с адских судебных разборок до банальной техподдержки — даже тут вас ждут удивительные открытия.

Вброшу сразу неприятный факт:

никакой поддержки в 21 веке больше нет

Даже за деньги, даже за большие.

Нет на уровне самой концепции «квалифицированной помощи», что давно вышло за вопросы оплаты или форм сотрудничества.

Вы не можете больше написать или как-то вообще связаться ни с крупной ни со средней ни даже с большинством мелих компаний — вам в 99% случаев просто не ответят, а в редком 1% будет шаблонный ответ-отписка «по скрипту».

На сайтах крупных ИТ-компаний вроде Microsoft, Google, Facebook или отечественных Яндекса лии ВКонтакте нет ни адреса офиса ни каких-либо контактных данных — ни ни почты, на которую можно написать, ни телефона на который можно позвонить.

Никто ныне не отвечает по делу, тем более по сложным техническим вопросам, даже если у вас есть люксовая платная поддержка от производителя.

Добавьте к этому постоянное замалчивание любых проблем предоставляемого сервиса — от сбоев в работе до утечек данных и получите представление о том как сейчас работает рынок электронной аренды:

игры в Steam, кино в Netflix, Spotify с Amazon и так далее — все это аренда.

Да, вы заплатили и купили (арендовали), но все что дальше компанию предоставляющую сервис не интересует.

Можно сколь угодно жаловаться на РКН, но в современных реалиях единственный вариант хоть какого-то воздействия потребителя на крупную компанию — через жалобы в государственные органы.

Особенности AI

То что сейчас подразумевают под «искусственным интеллектом» является очень сложной нейросетью, натренированной на огромном объеме данных.

Для того чтобы «создать AI» — натренировать эту самую нейросеть, нужно невероятное количество ресурсов:

сотни тысяч серверов и десятки лет в трудоднях для ручной разметки и подготовки данных, на которых происходит обучение нейросети.

Возможности для такой задачи есть исключительно у государственных структур и очень больших компаний, которых не сильно много на планете.

Но помимо создания AI есть еще его использование — те самые «промпты», т.е. специальным образом сформулированная задача для нейросети, по которой она выдает какую-то реакцию.

Выглядит это например так:

Тот самый промпт, за умение составлять которые теперь платят много денег.

Платный доступ к работе с готовой натренированной нейросетью — суть большого бизнеса связанного с AI.

Что мы получаем в итоге:

  • есть натренированная нейросеть, процесс создания и улучшения которой отнимает чудовищное количество ресурсов и по этой причине такой задачей занимаются исключительно крупные ребята;
  • есть средний слой, который имеет доступ к нейросети через специальный API и реализует уже конечный функционал;
  • есть вы — пользователь, которому все это продают по подписке.

Видите эту жесткую вертикальную связку да?

Снова повторяется история с операционными системами, на которой в свое время поднялся Microsoft — некая крупная компания создает и поддерживает пользовательскую ОС, а все остальные ее используют.

Знаете в чем отличие?

ОС все же отделяемый продукт с ограниченным влиянием производителя (вроде активации), а нейросеть — нет.

Вы не можете «развернуть нейросеть» у себя локально (если речь не о тестовой модели) — не хватит ресурсов, вы не можете самостоятельно натренировать нейросеть до уровня, сопоставимого с ChatGPT — также не хватит ресурсов.

Вы можете лишь использовать готовый сервис, предоставляемый вам через посредников крупной корпорацией с жесткой централизацией.

А теперь прокрутите вверх и перечитайте все что я писал про аренду — для большего понимания.

Что будет если

Теперь про самое важное — что будет если вы «наймете искусственный интеллект вместо живого человека».

С точки зрения бизнеса это тоже будет аренда, скорее всего по продляемой подписке, но думаю капиталисты быстро придумают какие-то хитрые схемы расчета стоимости (как это сделал Амазон для первого публичного облака) — от нагрузки например.

Но сам AI ни вам ни вашей компании принадлежать не будет никогда.

Будет сложный договор с кучей правил, как сейчас делают с Теслой, где половина функционала машины докупается отдельно и отключается удаленно — вспомните историю с Кадыровым в качестве примера.

Вот вы подписали этот кабальный договор, получили наконец ключи доступа и встроили AI в бизнес-процессы вашей компании.

Что будет дальше? Бассейн из шампанского?

Нет разумеется — вашей компании только что вставили в жопу здоровенный платный инопланетный зонд, сорваться с которого будет все сложнее и сложнее по мере использования.

Помните что я выше писал про организацию бизнеса на AI?

Это жестко вертикальная структура — самый натуральный тентакль, что в фас что в профиль. Так это устроено и работает, соскочить не получится.

Хотите «ускорить» сотрудников путем использования AI? Замечательно, пройдет полгода и без наличия AI в компании они будут отказываться работать, ссылаясь на неудобство.

Встроили AI в ваши бизнес-процессы на постоянной основе? Поздравляю — через полгода без AI весь ваш бизнес просто загнется, поскольку навыки работы «вручную» будут утеряны.

Это кстати можно наблюдать и сегодня — есть фанаты у отдельных программных продуктов, без наличия которых в компании они отказываются там работать.

Да, речь про всем известные продукты компаний SAP и Atlassian, внедрение которых не так давно являлось признаком уровня компании.

Только те продукты SAP были хотя-бы автономными, в отличие от современных AI-систем и не было рисков что на другом конце в любой момент дернут рубильник.

Итого

Скажу честно:

мне (как опытному разработчику) абсолютно любой движ связанный с ИТ и компьютерами — выгоден, поскольку всегда несет прибыль.

С AI будет софт или без — все равно его нужно обслуживать и чинить, а ломается абсолютно все что создано человеком.

Получится у вас и вашей компании что-то такое внедрить и заменить живых сотрудников на боевых роботов, не получится (деньги кончатся) или вы застрянете где-то в процессе — на мою работу, карьерные перспективы и будущее это никаким образом не повлияет.

Потому что за любой сколь-нибудь сложной автоматизацией или интеграцией вы все равно придете ко мне, равно как и за любым портированием, локализацией или миграцией.

Пишите.

Прогрев гоев

Не секрет что популярность темы искусственного интеллекта несколько накручена, причем ради накруток применяются совсем уж трешевые и грязные методы.

Один из таких я недавно заметил на VC:

Сохранено для истории, если вдруг удалят оригинал.

Круто написано, правда?

Казалось бы все, победа ИИ над человеками уже почти состоялась и несчастным программистам придется ползти в сторону кладбища истории.

Но есть один нюанс:

все описанное в статье — ложь, от начала и до конца

Ложью (не ошибками перевода или передергиваниями) тут является вообще все, включая название.

Чтобы это проверить, достаточно открыть оригинальный квартальный отчет компании Alphabet и начать вбивать в поиск приведенные цифры — ни одной найти не получится.

Чтобы убедиться, что статья не перевод и даже не пересказ — стоит попробовать поискать похожие по смыслу абзацы, их тоже почему-то нет.

На самом деле не надо быть ни программистом ни инженером, ни даже знать английский язык — достаточно быть просто адекватным:

Google снизила затраты на обработку каждого поискового запроса на 90% с момента внедрения AI Overviews

Цитата выше — на уровне заговоренной воды Кашпировского и «битвы экстрасенсов».

Достаточно прикинуть количество поисковых запросов в гугл хотя-бы за месяц, хотя-бы из одной известной страны чтобы снова уверовать в волшебство и магию, благо никакими другими (более инженерными) способами столь лютой оптимизации достичь не получится.