project-management
February 2, 2023

Про сроки в разработке

Покажите эту статью вашему менеджеру прежде чем начинать очередной кранч.

Идеально арийская картинка про разработку.

Сложная тема

Оценка сроков и трудоемкости — сложная наукоемкая тема, по которой пишут книги и защищают кандидатские диссертации.

Не стоит ее недооценивать и считать что «сами справитесь», особенно если ваш проект большой и сложный — нанимайте профессионалов, которые составят вам хотя-бы дорожную карту и дадут примерную оценку.

Все описанное ниже — в первую очередь для небольших проектов заказной разработки, без особых изысков.

Имейте это ввиду, прежде чем натягивать мою бедную сову на ваш проектный глобус с парой тысяч сотрудников.

И зайдем мы сразу с козырей конца:

А что собственно будет если вы завершите и сдадите проект в срок?

Мне известны три типовых варианта.

Хороший

Если нет никаких недочетов и серьезных дефектов — пойдете на второй круг:

новый функционал, доработки и сопровождение.

Это будет продолжаться годами, поскольку пока софтом пользуются — его постоянно надо дорабатывать и улучшать.

Плохой

Если при приемке были найдены недочеты и дефекты, которые вы честно зафиксировали — все равно состоится сдача и закрытие проекта.

Но с дополнительным соглашением:

с обязательствами по доработке и исправлению на следующем этапе.

Скорее всего проект вы не потеряете и сохраните команду. Отношения с клиентом тоже сохранятся, хоть и в натянутом виде.

Злой

Вот теперь про педерастию и суетологов:

вы сильно не успевали к сроку, загнали команду и наделали костылей.

Получили те самые тормоза, зависания и непредсказуемое поведение — объективное «ведро с говном», по ощущениям от попыток использования.

И вот это самое ведро ваш проектный менеджер показывает заказчику.

Затем с честными глазами котика из Шрека требует оплаты:

Что будет дальше, как считаете?

По своему печальному опыту скажу, что на вашего менеджера посмотрят долгим, тяжелым взглядом, пожмут руку, попрощаются и начнут подготовку материалов для судебного иска.

Никакой оплаты разумеется не будет, по итогам суда ваша чудная компания еще и выплатит клиенту неустойку (скорее всего).

Высчитав ее из вашей же зарплаты — как виновника.

Что случится с вашим бывшим недоделанным проектом?

В большинстве случаев будет один из вариантов:

  1. закроют и спишут,
  2. передадут кому-то вроде меня — для оживления и починки.

Как такое получается

Неужели менеджеры на самом деле такие долбо#бы, ничего не понимают и надеются на русский «авось»?

Частично — да. Таковы особенности профессии, обязательно нужно быть немного долбо#бом.

Но есть и другая сторона вопроса: бонусы.

Дело в том что в отличие от разработки, менеджмент получает существенную часть дохода в виде бонусов, а не фиксированной зарплаты: бонус может быть за сдачу конкретного проекта, за достижение KPI, за впаривание дополнительных услуг и так далее.

Естественно, что при таких раскладах мало кто из проектных менеджеров может адекватно смотреть на окружающую реальность и оценивать риски.

Стартапы

Вы наверное тоже думаете, что если работаешь в стартапе — переработки обязательны, «кранч как стиль жизни» и все такое?

Нет, правила и риски точно такие как и в обычной компании:

Если вы выкатите сырой софт раньше времени, запустите маркетинг, рекламу — все все равно пойдет по п#зде.

Ни у кого не получалось нае#ать рынок, не бывает массовых продаж говна с лопаты:

У вас один раз купят, развернут красивую упаковку, надкусят и проблюются. А дальше пойдут отказы и возвраты.

Вот так заканчивается «х#як-х#як и в продакшн».

Печальный итог

Если вас в очередной раз загоняют в кранч, вы ночуете на работе и сидите по выходным и праздникам — поздравляю:

скоро у вас все развалится, клиента и проект вы потеряете, а сами — вполне можете заехать в дурку, на лечение.

Нет адекватных причин гнать вперед разработку:

Если вы платите за 8 рабочих часов, а заставляете сидеть по 12 — вы долбо#б, потому что заплатите в итоге не за 8 часов, а за 32.

8 на саму разработку и еще 24 — на поиск багов и тестирование.

Про реальные цифры — сколько именно часов можно заниматься умственной деятельностью, известно очень очень давно.

С античности.

Есть такие вещи как эргономика, понятие рабочего пространства и даже охрана труда.

Изобретены даже не в этом веке.

Проще говоря:

что с вами будет если сидеть жопой на кресле по 18 часов в день, пыря в монитор — известно всем и давно.

Абсолютно ничего хорошего. Ни для вас лично, ни для проекта ни для компании. Если вас к этому принуждают — стоит задуматься о своем будущем и поискать другое место.

З.Ы.

По идее еще можно попробовать пойти через голову того долб#еба, который затеял эту гонку, выйти на высшее руководство и объяснить ситуацию ему лично.

Но это очень маловероятно:

«рыба гниет с головы», скорее всего главный любитель кранчей — ваш директор и есть.