people
October 11

Про SEO и раскрутку

Примерно через неделю после публикации второй более-менее вразумительной статьи, в личку посыпались интересные предложения о «раскрутке блога», «накрутках подписчиков», «продвижении в соцсетях» и подобном. Поскольку меня читают и начинающие авторы, расскажу почему стоит слать нахер все подобные предложения и как вообще работает раскрутка с продвижением в 21 м веке.

Немного истории

В далеком уже 2016 м году, мой тогдашний а ныне бывший партнер по бизнесу на спор раскрутил нашу тестовую группу во «ВКонтакте» — получив в пике ~50к подписчиков и затратив на все дело.. 5000 рублей.

Весь контент — «мемы и котики», а сама группа создавалась и использовалась для технических тестов, потому пестрела тестовыми же сообщениями разработчиков, затем была заброшена.

Это не 90е и не начало 2000х, в 2016 м уже вовсю работали нейросети, палившие «подозрительную активность» и автоматику, было подтвержение по СМС и PUSH-уведомления на телефон — фактически рунет мало чем отличался от нынешнего, 7 прошедших лет мало что в нем изменили с точки зрения технологий.

Разумеется я и раньше кой-чего знал о накрутках, но не думал что дело обстоит настолько люто и вожделенные цифры можно получить настолько дешево и легко.

Причем подобное можно повторить и сейчас с любой социальной сетью, немного варьировался бы ценник и затраченное время, но суть от этого никак не меняется — любой аккаунт в любой соцсети возможно «прокачать» за деньги до нужного размера статистики.

Просто потому что сама идея социальной сети предполагает подобную раскрутку.

Разумеется у такой прокачки есть последствия, временами печальные, о которых я тоже расскажу.

Нынешнее время

На данный момент, все более-менее популярные интернет-поисковики знают мой ник alex0x08, некоторые даже знают меня по имени, названию компании или статьям в блоге.

А личка часто теперь выглядит так:

«Удаленный блог» — те самые одноразовые аккаунты (после удаления), используемые интересными личностями для чьей-то раскрутки. Временами такие «удаленные» даже успевают оставить какой-нибудь бредовый комментарий под моими статьями, но затем все равно очень быстро отправляются силами платформы в электронную печь.

Точно такая же херня происходит в Инсте, в VK — везде где у меня есть аккаунт, его теперь осаждают разные интересные персонажи (с легким налетом роботизации) и предлагают всякую дичь.

До недавнего времени долбили еще и форму обратной связи на нашем сайте, но это дело удалось пресечь с помощью особо хитрой капчи.

Стоит отметить, что всех этих «долбящих» можно понять:

на момент написания данной статьи в моем блоге уже ~1.5к подписчиков, б0льшая часть из которых это все же реальные люди.

Также я постепенно набираю подписчиков еще и на Хабре и всех других ресурсах, где что-то регулярно выкладываю.

Так что с точки зрения всевозможных «SEO-экспертов» — вполне себе потенциальный клиент, «нуждающийся в помощи» для раскрутки и продвижения.

Как думаете, сколько я потратил денег на такую раскрутку?

Не поверите — ноль.

Н-и-ч-е-г-о.

Не то чтобы у меня не было денег для подобных услуг, просто оно не надо, поскольку:

я сам пишу интересные статьи, выкладываю в сеть и временами даю комментарии по делу.

Все.

В жизни не проходил никаких «обучающих курсов», не платил левым мамкиным «SEO-экспертам» и вообще всегда слал нахер любых гуру и коучей «успешного успеха».

Кроме одной:

сильно задолго до создания своего блога, начал читать Торшину — эталонную злобную и лютую «бабку» из рекламного бизнеса, которая много лет подряд, на пальцах, для самых тупых технарей объясняет как все это говно работает, «почему», «почем» и главное «зачем».

Ее единственную рекомендую к детальному изучению, благо все что она пишет по делу — точно стоит читать.

Заодно прокачаете знания о русском мате, благо «тетя Лена» им владеет в совершенстве и не стесняется пользоваться.

Ничего личного, просто бизнес

Разумеется вы не послушали старого ИТ-деда, заставшего еще Советский Союз, решили что вы —  самые умные и красивые и вообще «достойны большего».

Или может на вас давят сроки и злое начальство — словом вам надо быстро «раскрутиться» до масштабов Ксюши Собчак.

И... у вас это получится, уверяю.

Легко, просто и практически официально, достаточно заплатить — причем даже не какую-то астрономическую сумму.

Повторюсь для невнимательных:

платная раскрутка и продвижение контента — основа любой современной социальной сети и поисковиков, это их бизнес, с которого они живут.

Поэтому вашим стремлениям к дешевой славе точно не будут препятствовать, по крайней мере пока вы за этот цирк платите.

Собственно весь смысл «накрутки» и «черного» SEO вообще — получение этой же платной услуги продвижения, официально предлагаемой поисковиками и социальными сетями, только за существенно меньшие деньги.

Стоит только заплатить и волшебным образом идут нахер исчезают любые официальные правила, моральные принципы, социальные нормы и требования к продвигаемому вами контенту. 

В качестве иллюстрации одна известная недавняя история:

В 2023м году сразу после начала СВО, некий частный украинский бизнесмен по своей инициативе, вполне официально выкупил за ~$2 млн все рекламные показы в Instagram для российского сегмента сроком на месяц, после чего каждый второй пост был про «злых русских солдат», «вторжение» и призывы «остановить войну».

Крутили натуральное гуро в лучших традициях фильмов ужасов пополам с самой дикой демшизой — с призывами «выходить на улицу», «свергать власть» и так далее.

И никого в Instagram это не смущало, совсем и никак, несмотря на собственные официальные правила, злых модераторов и требования к размещаемому контенту — даже blur специально убирали, как и возрастные ограничения.

Собственно если вы следите за всеми последними событиями в США, могли заметить, что ровно такой же людоедский подход «деньги не пахнут» используется их соцсетями и ныне — уже для их собственных политических деятелей и событий.

И точно также никого (уже в их обществе) это не смущает.

Но вернемся к нашим баранам и овцам — вы же хотели раскрутку аля Ксюша Собчак?

Дорогая слава

Формат блога, тем более с длинными техническими статьями считается устаревшим для 21 века, современные формы подачи материала это все же видеоролики и подкасты, но не «кирпич текста» еще и требующий специальной подготовки от читающего.

Поэтому я не рассчитывал на такое количество читателей (еще и постоянно растущее), а вся затея с блогом заключалась в двух вещах:

  • личной раскрутке и узнаваемости в узких рамках родной ИТ-отрасли — надоело имея 20+ лет опыта в разработке ПО, каждому новому заказчику доказывать что не верблюд
  • банальной практике работы с текстом — начал писать сценарии для кино и решил таким образом набить руку

Как видите все просто и задач вроде «стать суперзвездой», «ходить по красной дорожке», «#бать моделей и бегать от журналистов» у меня не было и нет. По сути я всего лишь решаю свои мелкие бытовые проблемы и не более того.

Зато решаю успешно.

Потому что реальный прирост моей аудитории — органический, подписываются люди, которые нашли меня в поисковиках, перейдя с одной из опубликованных статей на крупных площадках, которым скинули ссылку на блог или меня посоветовали — заработало даже то самое «сарафанное радио», которого вроде как больше нет.

Мои подписчики действительно читают статьи и взаимодействуют, поэтому в блоге есть жизнь, а у меня — обратная связь.

Так вот всего этого великолепия у вас не будет если пойдете путем накруток и «прокачки».

Мадонна. Не узнали?

Дешевая слава

Когда-нибудь пробовали смотреть что происходит в комментариях к постам в соцсетях известных людей?

Даже неважно кто это и чем занимается: рок-звезда, политик, военный историк или даже ученый-антрополог — везде и у всех это выглядит как разрисованая граффити и обосранная стена общественного сортира, а какое-либо взаимодействие между «звездой» и такой аудиторией практически отсутствует.

Более того, подобного взаимодействия никто из участников и не ждет, поэтому в большинстве соцсетей нет даже какого-то выделения таких «звездных» ответов. И если так вдруг случится, что вам лично ответит Илон Маск, Мадонна или даже сам Клим Жуков — ответ немедленно затеряется в потоке окружающих говен и бессмысленных воплей обожания.

Получается такой своеобразный «зоопарк-мавзолей» имени любимого вас, где один лежит в интересной позе с подсветкой, а все остальные приходят на этот атракцион посмотреть.

Именно такой результат и является тем товаром, который вам продают SEO-специалисты, неважно белые и официальные или черные и замогильные.

Предполагается что вы будучи звездой должны лишь «светить #балом и широко улыбаться», а аудитория и подписчики приходят только чтобы поставить лайк и погреться в лучах славы очередного избранного «небожителя».

Что характерно именно так это и происходит у настоящих звезд — 600к лайков на пост, пару тысяч комментов обожания и.. все.

Но сколько из просмотревших на самом деле являются вашими фанатами? —  хер его знает, сколько на самом деле что-то у вас купят или пойдут на концерт? — хер знает, сколько из них вообще о вас вспомнят если вдруг ваш контент перестанет постоянно мелькать перед глазами? — хер знает.

Нет таких метрик и быть не может, есть только предположения и толкования, не более того.

Все что вам продают как результат раскрутки это виртуальные цифры:

количество подписчиков, вовлеченность (кто и сколько лайков поставил), прирост и убыль аудитории и.. вообщем-то все.

Самое печальное что любая раскрутка и продвижение требуют постоянного вливания денег — так это работает.

Примерно как курс стероидов у качков — 60 см бицуха разумеется будет, но недолго, зато платить за миг славы потом всю жизнь.

В этом кстати и есть ключевое отличие между вами и профессиональным атлетом, такое же как между вами и профессиональной звездой — для профи прокачка и раскрутка является инструментом, но не самоцелью.

Желаемое vs действительное

Раскрутка и продвижение это в первую очередь инструмент. Как и любой инструмент его можно применять по делу и с четким осознанием, либо херачить им по головам окружающих, с печальными последствиями.

Ситуация, при которой человек будучи пустым местом раскручивается до масштаба звезд первой величины — действительно возможна.

Да, такое действительно встречается и чаще чем хотелось бы, поскольку вся индустрия социальных сетей живет с таких попыток раскрутки всяких бездарей, до тех пор пока деньги очередного «лоха с комплексами» не кончатся.

Никто даже спрашивать не будет (все же профессионалы теперь) — зачем и для чего вам это нужно, просто выставят счет на круглую сумму.

Я тоже не стану вас отговаривать, просто помните — все что вы получите в итоге раскрутки это лишь набор цифр статистики.

Мадонну, Киркорова или Бреда Пита будут узнавать всегда, непонятную «раскрученную» п#зду — забудут как только у нее кончатся деньги.