Карьера в корпорации
Какие именно кадры, почему и зачем нужны крупным компаниям. Также узнаете почему из автора не получился корпоративный работник, несмотря на весь его опыт и таланты.
Мы вам перезвоним
Весь интернет, все соцсети, форумы и чатики в нынешние непростые времена забиты «криками души» юных и/или не очень умных специалистов, о том что его не взяли в FAANG, Яндекс, Газпром, Enron, IBM, Arasaka или (впишите сюда вашу любимую мегакорпорацию).
Каждый раз это подается в одном и том же ключе:
Я вся такая умная, гениальная и уникальная, все знаю и умею, к.т.н/PhD/черный пояс по дзюдо, знаю пять языков и играю на банджо, но злые корпораты меня все равно не берут.
Временами авторы не врут и действительно обладают всеми описываемыми талантами и опытом, но только крупные компании их все равно на работу не берут.
«Кринж и баттхерт»?
Нет, всего лишь предсказуемая реальность — стоит только немного включить голову и подумать.
Немного истории
Представьте что на дворе далеким 1892й год, вы работаете инженером на литейном заводе, построенном и запущенном пару десятков лет назад немецкими специалистами по контракту.
Инженер в 1892м году был куда более уважаемой персоной чем сейчас, тем более в царской России, где большая часть населения была неграмотной и не умела даже читать и писать.
Так что у вас был бы определенный статус и авторитет, а также очень неплохое жалованье, позволявшее хорошо жить и вам и вашей семье.
За время работы на заводе, вы как хороший инженер находите недостатки и недоработки в немецких технологиях, а также изучаете способы оптимизации внутренних процессов.
Которые с вашей точки зрения позволят ускорить и удешевить производство, повысить качество выпускаемой продукции или еще как-то серьезно повлиять на итоговый результат.
Затем вы с большим воодушевлением, с чертежами и графиками проводите презентацию для владельцев завода.
А зря, потому что такие случаи были и в царской России и продолжают происходить в современности.
Потому как нормальному крупному бизнесу и особенно монополиям не выгодны инновации.
Но статья все же не про причуды истории, а про работу в больших корпорациях, поэтому если вы не понимаете за что немедленно уволили дореволюционного инженера в примере выше — читайте дальше.
Анатомия корпорации
Жила-была обычная кофейня в Канаде, ее купили толковые парни, влили инвестиций и раскрутили до мирового масштаба.
Жил-был простой ресторанчик, продающий жареную курицу у шоссе, его купили, влили инвестиций и раскрутили до мирового масштаба.
Жил был простой паренек с Уолл-стрит, который создал онлайн-магазин по торговле книгами, с помощью инвестиций и скупки других компаний с их разработками, раскрутил магазин до мирового масштаба и теперь торгует всем.
Жил был простой паренек из Питера, который переехал с родителями в Силиконовую долину, открыл там свой стаптап и с помощью инвестиций раскрутил проект до мирового масштаба.
Думаю идею о том как рождаются корпорации последнюю сотню лет вы поняли:
маленький бизнес + многолетние инвестиции = очередная мировая корпорация
Что самое важное во всех этих историях с точки зрения желающего там работать:
ядро такой компании в виде всех ключевых сотрудников на момент вашего прибытия будет давным-давно сформировано.
Поэтому ни влезть на хорошую должность ни даже повлиять на прибыль крупной компании с вашей рядовой позиции не выйдет. Пройдут десятилетия, прежде чем вам доверят какую-то серьезную должность.
серьезная должность это не тимлид или руководитель разработки, а например директор департамента.
Это уровень, на котором ваши коммиты и спринты уже никого не волнуют а все решения касаются (в основном) выделяемых бюджетов, раздачи глобальных п#здюлей и планируемых расходов.
Полагаю вы собираетесь строить карьеру в корпорации и не пришли «работать за зарплату»?
Реальные корпоративные требования
Типичный корпоративный работник это в первую очередь распорядитель над вверенными ему ресурсами — людскими и материальными.
Ресурсов у корпорации много, из чего появляется наверное самое важное требование к корпоративному сотруднику:
Вам стоит знать, что главная беда всех крупных компаний это... самое банальное воровство ее сотрудников.
Потому что никто не идет устраиваться в условный Газпром «по велению сердца» — лезут туда строго и только за большими деньгами.
И крупные компании об этом прекрасно осведомлены, поэтому и выдумывают всю эту дичь про «миссию», «корпоративную культуру» и прочую сказочную херь, которая к сожалению крайне необходима «офисным хомячкам» чтобы они не п#здили из компании все что плохо лежит.
Хотя-бы не каждый рабочий день.
Помимо воровства простого, когда собственность корпорации кладется в карман или уводится налево, есть еще тысячи вариантов воровства сложного и изысканного:
- увод клиентской базы и откаты — для менеджеров по продажам,
- левые закупки и откаты — для менеджеров по закупкам,
- дорисовывание отчетов и показателей KPI ради премии — для проектных менеджеров,
- имитация бурной деятельности за зарплату — для рядовых сотрудников.
Против всех этих замечательных вещей есть методы и средства защиты, разной степени надежности, так что большинство таких «нечистых на руку» деятелей компании рано или поздно отлавливают.
Именно на этом чаще всего заканчивается «успешная карьера в крупной компании подающего надежды молодого специалиста».
Но знаю случаи когда пойманный на воровстве позже всплывал в другой компании, что лишний раз доказывает:
никаких глобальных «черных списков» кандидатов и бывших сотрудников, общих между разными крупными компаниями на самом деле не существует
Даже там где они действительно нужны.
Возвращаясь к вопросу о доверии:
вам придется доказывать свою лояльность и проходить проверки
К этому стоит быть готовым на уровне самой концепции, если вы действительно собрались строить серьезную карьеру в большой компании.
Автор когда-то проходил тест на полиграфе и серьезные психологические тесты, страниц так по 200 каждый — отклонений выявлено не было, если что.
Это означает, что вам не стоит ввязываться в какой-либо криминал, не стоит появляться на людях в непотребном виде, не стоит писать в интернете всякую чушь и вообще держать свое важное мнение при себе.
Потому что самый дешевый, самый законный и технически простой способ пробива — сбор о вас публичной информации в социальных сетях.
Если ваш инстаграм забит роликами с пьяных тусовок, ВК-лента пестрит уголовным жаргоном, а среди каналов, на которые вы подписаны в Телеграм один сплошной 228 — врядли вас возьмут в приличную компанию, даже с идеальным резюме и годами профильного опыта.
Формализм
Следующим важным требованием для будущего корпоративного сотрудника является полное соответствие формальным требованиям.
Всем требованиям.
У вас должно быть высшее профильное образование (пусть и хреновое), должны быть сертификаты и допуски, актуальные для работы (даже если они липовые), должен быть формальный стаж и подтверждение опыта.
Корпораты это те странные существа, которые запросто могут просить 15 лет опыта в технологии, которая появилась в публичном поле всего полгода назад.
Чтобы соответствовать таким требованиям надо быть 20-летним «шлюхой-космонавтом», подрабатывающим на полставки спасением человечества в команде А.
Поэтому нравится вам или нет, хотите вы или нет — часть вашей биографии и трудовых подвигов вам придется... как минимум приукрасить.
Что и присходит на регулярной основе:
1. Все крупные компании имеют контакты с университетами и берут студентов на практику, чем некоторые из них пользуются и выдают интернатуру за полноценную трудовую занятость.
2.Все крупные компании имеют временных сотрудников — контракторов, внешних консультантов, фрилансеров и прочую мелкую шваль, которая затем ярко рассказывает о «своей работе в большой корпорации».
Половина роликов в Инсте и Тик-Токе про жизнь и работу в крупных известных компаниях — от таких вот «инфлюенсеров».
3. Обучение в сельском филиале крупного столичного ВУЗа подается как полноценное — в настоящем, в ход идут даже похожие географические названия:
Фраза «закончил Кембридж» давно превратилась в шутку, потому как Кембридж это внезапно название города и университетов там много, в том числе длябыдлапростых людей.
Вообще все современные тенденции аля «волчистость» — детский сад, по сравнению с тем на что идут люди ради попадания в FAANG или крупный инвестиционный банк в западном мире.
Ниже объясню зачем все это делается.
Путь корпората
Если вы действительно собрались строить серьезную карьеру в большой компании, попадать туда лучше «полностью нулевым» студентом — через стажировку.
И ваша задача демонстрировать не «сказочный» опыт, знания и компетенции, а лояльность и послушание.
Идеальный сотрудник крупной компании это молчаливый, безликий и безинициативный слуга.
Инициатива «снизу» для крупной компании может быть разрушительной, поэтому всегда и везде наказуема.
любое простое действие при масштабировании легко и просто превращается в катастрофу.
Проткнули колесо, остановились и собственноручно сменили резину?
Молодцы, честь и хвала ручному труду.
Но в масштабах корпорации разрешение на такие действия для скажем тысячи водителей грузовиков превратятся в чудовищные и слабо предсказуемые издержки.
Поэтому если компания занимается грузоперевозками, ремонтом и обслуживанием машин всегда занимается специальный отдел, но не сами водители.
При этом они не просто обслуживают и ремонтируют, а еще и собирают статистику и делают прогнозы по возможным проблемам — все это работает вместе, а не по отдельности.
Понравилась мелкая утилита и вы начали ее использовать для себя или в отделе? Замечательно.
Но масштабирование и развертывание утилиты на всю мегакомпанию это миллионные затраты и риск провала. А любые крупные траты в корпорации будут влиять на прибыль и последующие выплаты акционерам.
При этом если компания публичная и ее акции торгуются на бирже — произойдет еще и падение их стоимости.
Так что благая цель в виде «цифровизации бизнеса» легко и просто может превратиться в повод для вылета с высокой должности — в связи с плохими результатами работы.
Нормальные адекватные корпораты все это прекрасно понимают, поэтому никогда не берут ответственность за рисковые проекты.
И ту же самую цифровизацию или крупные внедрения стараются отдавать «гастролерам» — если дело не выгорит (что бывает в половине случаев), гастролера просто выкинут и забудут. Но ни одна корпоративная жопа при этом не пострадает.
если хотите построить карьеру в крупной компании, слово «инициатива» забываете навсегда.
Зато теперь вы тоже знаете, почему в крупных компаниях столько безинициативных мудаков и долбо#бов — потому что так устроена жизнь и такова природа вещей.
Саморазвитие
Еще одним интересным моментом, связанным с работой на крупную компанию является подход к дополнительным тратам:
работая на крупную компанию вы должны учиться, лечиться, развлекаться и отдыхать за счет компании
Если вы сами платите за курсы дополнительного образования, за врачей, сами покупаете путевки, не оформляете командировочные и так далее — вы бросаете вызов компании, на которую работаете.
Показывая такими действиями что вы «умный и независимый» и в этой самой компании не нуждаетесь.
Компания должна платить за ваше обучение, за ваше лечение и отдых — это часть корпоративного этикета, а уровень всех этих дополнительных опций напрямую соответствует вашему уровню в компании.
Скорее всего на начальном этапе карьеры все это будет хренового качества, но отказываться все равно нельзя — это проявления неуважения и нелояльности.
Профит
Желающему связать свою жизнь с работой на корпорацию придется отказаться от собственного мнения, от идентичности, постоянно подвергаться самым разным проверкам на лояльность еще и соблюдая кучу диких правил этикета:
у вас не может быть костюма или машины дороже чем у начальника, нельзя уходить с работы раньше начальника, нельзя перебивать начальника — все это из реальной практики работы в крупных компаниях.
Думаю теперь стоит объяснить, почему люди готовы идти на такие жертвы и унижения.
большая компания — единственное место, где действительно возможна какая-то предсказуемость и долгосрочное планирование.
Вас никогда не обманут с зарплатой и при более-менее приличном стаже (скажем лет после десяти) — очень врядли уволят.
Потому что лояльность важнее навыков да.
Вы сможете совершенно спокойно брать кредиты (это даже поощряется, чем больше сотрудник закредитован тем он надежнее) и ипотеку, что позволит жить очень неплохо.
Ну а сама большая компания фактически будет работать вечно — вы же не думаете всерьез, будто Сбер или Газпром когда-нибудь закроются?
Еще если вы не полный долбо#б, всеми силами будете тащить в эту же компанию своих родственников, не ради «политического веса», а просто ради денег — чтобы они тоже жили неплохо.
Три члена семьи, работающие на корпорацию — профит семье, сравнимый со средним бизнесом.
А у кого-то трудоспособной родни сильно больше.
Как-то так образуются все эти коттеджи, крутые тачки и отпуск два раза в год.
Обратите внимание, что речь все это время идет не про выдающиеся таланты или уникальные навыки сотрудника, а только лишь про лояльность.
С одной стороны это хорошо, потому что вам не надо напрягаться и прилагать сверхусилия для получения уникального опыта.
А с другой — плохо, потому что сверхусилия пойдут на выживание в среде точно таких же «умников», желающих въехать в рай на чужом горбу.
Вы же не думали, что вы такой один, правда?
Личный опыт
Думаю вы уже догадались, что коль автор спокойно гоняет LLM на FreeBSD и работал в банке за пятью мониторами и с линуксом еще в 2007 году — у него есть определенные проблемы с соблюдением корпоративных стандартов и правил.
Что тут сказать, «наши недостатки — логичные продолжения наших достоинств» и те самые навыки и умения, помогающие в сборке и оживлении разнообразной компьютерной дичи, ради которых (я надеюсь) вы и читаете этот блог, когда-то помешали построить крутую карьеру в большой компании.
Не то чтобы я об этом сильно жалею, просто лишний раз напоминаю что описанное в статье имеет под собой практический опыт, а не одну лишь больную фантазию автора.
Печаль в том, что если вы действительно хотите «карьеру в корпорации», то с данным блогом придется завязать — каждая вторая статья тут будет вас огорчать невозможностью сотворить и применить описанное в стенах вашей компании.