project-management
March 9

Почему не взлетают стартапы

Я работал в стартапах, работал на стартапы, работал с людьми которые оценивают стартапы и говорят давать им деньги или нет. Теперь имея за плечами весь этот замечательный опыт, попробую раскрыть тему быстрого взлета и не менее быстрого падения молодых компаний, накачиваемых венчурными деньгами.

Так заканчивают 98% молодых компаний через пару лет существования.

Вступление

Вообще говоря, ситуация в мире настолько сильно поменялась, что все описанное уже скорее некролог по былому чем руководство к действию.

Еще это «взгляд с галерки», от прежде всего технического специалиста, отвечающего лишь за техническую часть проекта и не имевшего прямого отношения к например продажам.

Если вы бухаете отдыхаете с CFO это не значит что вы стали CFO.

Степени MBA у меня тоже до сих пор нет — имейте это ввиду при чтении. Поехали.

Слабые основатели

Cлабость основателей стартапа — самая главная причина его провала.

Основатель может быть неприятным человеком и откровенной мразью, скупердяем или жуликом, может быть шоуменом и читать телепроповеди, может быть сверхпунктуальным ботаном-задротом в растянутом свитере — словом может обладать какими угодно особенностями характера, качествами и недостатками.

Кроме моральной слабости.

Что такое эта самая «слабость»?

Прежде всего это неумение решать поступающие проблемы быстро — затягивание с принятием решения и уход от ответственности за свои же действия, перекладывание ответственности на других.

Это слабый полет фантазии и боязнь делать последовательные шаги, это членство в секте «все пропащих» — которые постоянно ходят и говорят окружающим «все пропало и все плохо».

Это общий негативный настрой и неумение справляться со все возрастающим стрессом.

Это откровенная трусость, влекущая за собой череду неверных решений.

Это отсутствие стратегии и долгосрочных планов.

Есть три философских термина:

«харизма», «удача» и «карма», которые вместе описывают те самые лидерские качества, которые должны обязательно быть и которым нельзя научить.

Слабая команда или ее отсутствие

На свете не было бы ни Tesla ни SpaceX если бы у Илона Маска был в наличии только сам Илон Маск.

Потому что нельзя запустить ракету в космос или построить электромобиль в одиночку. Не получится такое и с командой, но слабой и состоящей из вчерашних студентов, не получится даже если студентов возглавит кто-то опытный  — все равно нет.

Для большой, сложной и наукоемкой задачи нужна большая команда очень толковых людей, которых еще надо найти и организовать.

Удивительное количество основателей этого не понимают и пытаются построить космолет силами папуасов, нанятых за миску риса.

Слабые компетенции

Неважно про что именно стартап — основатели должны «шарить в теме» как боги и даже лучше. Просто обязаны знать вдоль и поперек свою тему, знать все тренды ее развития, всех текущих и возможных конкурентов — словом вообще все что касается конкретной темы.

Никогда не думали почему Марк Цукерберг в свои 20 с чем-то лет стал долларовым миллиардером на социальных сетях?

Почему основатели Airbnb сами много лет жили по съемным квартирам и спали на чужих диванах?

Не слышали историю о том как на сверхконсервативном финансовом рынке Англии вдруг появился Revolut, который даже не был банком, но как-то смог оказывать финансовые услуги?

Много раз видел как молодые основатели откровенно пытались впарить свой проект на какую-то модную тему инвесторам, не разбираясь в самой теме глубоко (а это всегда видно) и видимо считая что дядя в дорогом костюме с деньгами это «какой-то лох».

Увы но нет, это так просто не работало даже в годы рассвета венчура и заливания деньгами всех подряд.

Фактор удачи

Наконец последний важный фактор, который может самым кардинальным образом повлиять на успешность стартапа — самая банальная удача.

Любой бизнес это всегда в какой-то мере рулетка и успех (тем более постоянный) никем и ничем не гарантирован.

Венчурный бизнес — практически игра в карты с шулерами, где все обстоятельства будут против вас.

Даже крупные именитые компании, с огромными ресурсами и клиентской базой из-за череды ошибок могут пойти на дно — вспомните хотя-бы Nokia.

Разумеется в случае молодой компании чуть ли не каждый легкий ветерок может все снести до основания и от компании не останется ничего — это ключевой риск любого детства, даже вашего собственного.

Так бывает что основателям просто не везет — они открывают компанию в неудачное время:

кардинально меняются правила регуляторов в отрасли, ломаются цепочки поставок, начинаются войны или еще какие-нибудь разборки за ресурсы и избирателей.

И несмотря на все приложенные усилия, весь пот, кровь и слезы компанию приходится закрывать.

Конкретика

Все что выше это все же некие абстрактные вещи, теперь же опишу более конкретные причины провалов стартапов.

Подделка отчетности

Финансовой, для инвесторов.

То что своим клиентам стартаперы ездят по ушам всегда и везде — даже упоминать не стоит, и так все знают.

Но тут речь про обман тех кто платит за все — инвесторов.

Из того что видел лично это например выдача заключенных договоров «о намерениях» за реальные коммерческие.

Разница тут в том что договор «о намерениях» это когда потенциальный клиент обязуется заключить с стартапом контракт и стать постоянным клиентом при определенных условиях и соблюдении указанных в таком договоре требований.

Чаще всего речь про требуемые доработки ПО, которое стартап продает, часто существенные.

Потешный полк и эскапизм

Так тоже бывает на свете:

компания-стартап создается в качестве огорода на даче — чтобы в нем ковыряться, не с целью извлечения коммерческой прибыли.

Человек проработал пару десятков лет в крупной компании, построил карьеру, насобирал связей и ресурсов и теперь на старости лет решил что все — теперь он будет делать свое, но разумеется недалеко от той самой крупной компании в которой он столько лет проработал.

Поскольку ни опыта коммерческой деятельности ни желания строить именно бизнес у такого основателя нет — все что получается это такой своеобразный петровский «потешный полк» с игрушечными солдатиками, хотя и живыми.

В такой компании вроде есть все необходимое — офис, сотрудники и даже директор, но только оно все неживое и нарисованное, к реальному бизнесу отношения не имеет.

Срыв башни у основателей

Да, к сожалению это я тоже видел лично и ничего хорошего тут нет.

Большие деньги, большие риски и большая ответственность — абсолютно точно не для всех, не все понимают пределы своих сил и возможностей, не все умеют постоянно работать под нагрузкой и на грани.

Плюс дикие перепады финансовых возможностей: вчера он обедал в столовой за три копейки, а сегодня на счет компании пришел инвесторский миллион.

Вчера всей командой ютились в дешевом офисе на окраине а сегодня подписали несколько хороших договоров и получили приток денег.

А теперь представьте все это, но в обратную сторону:

с переездом из красивого дорогого офиса обратно в #беня, с отказом от высокого уровня жизни и необходимостью массовых увольнений сотрудников.

Все это легко и просто приводит к срыву башни и уходу в полный отрыв у основателей.

Выживают после такого далеко не все, остаются в адеквате — еще меньше.

Недостижимый идеал

В качестве эпилога и шутки ради попробую вывести недостижимый идеал стартапера, у которого точно все получится — эдакий «стартапер-сын маминой подруги».

Первые деньги он заработал еще в школе, сам с какой-то простой торговли или купли-продажи, так что с самых малых лет знает что такое сделка, понимает суть бизнеса и деловых отношений.

Затем наш идеальный стартапер пошел в армию или очень серьезный ВУЗ, где ему привили любовь к дисциплине, выполнению задач в срок и понимание командной работы.

После этого периода он вышел на работу в серьезную компанию и полностью обустроил личную жизнь, подготовив крепкий тыл — женился на достойной девушке.

После 10, а лучше 20 лет постоянной практики, карьерного и профессионального роста, увидев как устроен бизнес изнутри, наработав связей и набравшись опыта — он открывает собственную компанию.

Имея четкий план и запасной вариант в виде возможности вернуться в найм, имея хорошую мотивацию в виде содержания семьи — наш идеальный стартапер следущие 20 лет планомерно выстраивает полноценную компанию, последовательно проходя все стадии роста.

Красиво звучит?

Красиво да, только к сожалению такой идеальный стартапер не сделает новый ТикТок или Фейсбук, а созданная компания скорее всего так и останется маленькой.

И инвесторы внезапно тоже это понимают, поэтому далеко не всегда вкладываются в социально-приемлемый «идеал», чтобы там ни говорила мамина подруга.