Про "риски" в ИТ
Раскрываю тему «рисков» ИТ в целом и в разработке ПО в частности. Чтобы впредь никто из прочитавших более о таком не задумывался.
Поскольку с недавних пор начал свои первые шаги в киноиндустрии — стал регулярно общаться с различными представителями мира искусства, от актеров, каскадеров до сценаристов с режиссерами.
Появилась возможность сравнить реалии кинобизнеса и соотнести их со всей этой мышиной возней из родного ИТ.
И я не просто так поставил в шапку картинку с «Суховым» из х\ф «Белое солнце пустыни», дело в том что исполнитель главной роли Анатолий Кузнецов не должен был ее играть — другой актер был согласован и выбран на главную роль.
Но.. он забухал, подрался и потерял товарный вид в первый же день съемок.
В замечательном ролике ниже детально рассказывается о съемках этого эпохального фильма, там много интересного:
Раскрываются такие замечательные вещи как:
- утрата уникального реквизита и декораций;
- укусы всякими ползучими местными гадами членов съемочной команды;
- сложные условия отдельных съемок, которые затем еще пришлось переснимать;
- непредсказуемость внешних обстоятельств, например внезапно расцетающая пустыня (раз в 30 лет).
И много еще всякого интересного, отлично иллюстрирующего реалии кинопроизводства, где каждый этап работы это 50% риск из того самого анекдота про женскую логику:
— Какой шанс встретить на улице розового верблюда зимой в Питере?
На практике выходит полная непредсказуемость каждого шага да и всего процесса целиком, а также невероятная зависимость от случайных обстоятельств, команды и отдельных персонажей.
Дело даже не в их профессиональных качествах, кои часто отсутствуют: актер играющий «Абдуллу» — главаря разбойников на самом деле не умел ездить верхом и первый раз сел на коня только на пробах. А в х\ф «Белое солнце пустыни» было множество сцен с лошадьми, включая стрельбу в седле, так что навык являлся критически важным.
Нужного навыка у ключевого актера тогда не было, а кино есть.
Дело в том что для производства кино нужно филигранно соединить место, время и людей, которые очень легко выходят из необходимой кондиции:
болеют, бухают, впадают в депрессию и становятся негодными для съемок.
Место съемки может непредсказуемым образом придти в негодность либо стать недоступным — внезапно откажут в аренде, ураган снесет половину декораций, как это случилось во время съемок «Пиратов Карибского моря» для примера.
Часто до места съемки еще надо доехать — зрителю внезапно не очень интересно смотреть на соседний подъезд обычного панельного дома, поэтому ради хороших кадров приходится забираться в самые невероятные #беня, таща на горбу все необходимое оборудование.
у всех более-менее известных актеров есть график съемок и снимаются они в нескольких фильмах параллельно, поэтому не так просто чего-то сдвинуть, переснять или переделать если сцену не получилось снять сразу.
Бывает что отдельные актеры по тем или иным причинам дальше не могут участвовать в съемках: поругались с режиссером, травмировались, серьезно заболели или даже умерли.
Как это произошло с актрисой, играющей «маму Ливию» в сериале Sopranos, умершей во время съемок.
Получается что отснятый материал с ушедшим актером есть и много, а возможности доснимать и доделать кино с его участием — уже нет.
полная пересъемка с новым актером, вырезание старого из уже отснятых сцен либо сложный монтаж.
Разумеется все эти варианты очень и очень рисковые и непредсказуемые.
Непросто и с оборудованием, которое легко выходит из строя и ломается, а уже записанный материал теряется либо приходит в негодность.
Не пробовали поработать на ноутбуке посреди каких-нибудь тропических джунглей? Или в Заполярье, при -50?
В съемочном оборудовании внезапно точно такие же чипы и электронная начинка с пластиком как и в вашем ноутбуке, на которую точно также действует и влажность среды и перепад температур.
А вам ведь еще нужно записать отснятый материал на носители, в полевых условиях — прямо во время тропического ливня либо в палатке посреди снежной бури. к
Сотни гигабайт данных, в современных реалиях.
Либо куча катушек с аналоговой пленкой если режиссером выступает Тарантино, сильно уважающий старую школу.
после всех затрат и усилий на постановку, съемки и монтаж — нет никаких гарантий успеха у зрителя.
Это не «MVP за месяц» или ваше любимое «#уяк-#уяк и в продакшн» — это годы работы, причем огромной команды: от раскадровок и планирования до самих съемок и монтажа.
И все это может улететь в трубу если не понравится массовому зрителю.
Причем в отличие от ИТ, в киноиндустрии очень много реальной персональной ответственности:
провальный фильм может легко загубить карьеру и главных актеров и режиссера и сценариста.
Что немедленно скажется на их гонорарах и выделяемых на новые фильмы бюджетах, а череда провалов вообще на всем этом ставит жирный крест.
Поэтому все ключевые действующие лица, участвующие в кинопроизводстве — ключевые актеры, режиссеры, продюсеры, сценаристы постоянно из фильма в фильм серьезно рискуют, рискуют потерять не то что текущую работу, а все будущие перспективы если что-то пойдет не так и кино провалится:
окажется неактуальным, выйдет невовремя или просто не понравится зрителю и критикам.
А теперь, после всего описанного выше давайте поговорим про так называемые «риски» в ИТ.
Риски в ИТ
Программы пишут программисты — (внезапно) обычные офисные клерки, в обычном офисе, куда они приходят каждый день с 9 до 5, по расписанию.
Никаких специальных условий для их работы не требуется — ни сверхдорогого профессионального оборудования ни монтажа сцены с постановкой света, ни работы костюмеров и подбора реквизита.
Даже самый сложный софт вроде операционных систем и компиляторов создается на обычном офисном компьютере, сидя за обычным офисным столом и в офисном же кресле.
Редко когда появляется необходимость подключать какое-то дополнительное оборудование.
Что может пойти не так при разработке ПО? Не поверите но всего одно: выход за согласованный бюджет и сроки.
Рисков полного провала для программного проекта не существует:
любой проект в ИТ на любой стадии всегда можно заморозить, поставив разработку на паузу, а затем оживить и доработать, даже через пару десятков лет.
Софт это продукт без срока годности, который не умирает, не протухает и не горит, даже испортить его проблематично.
Нет привязки к авторству — всем пофиг что код начинали писать одни разработчики, основную часть сделали другие, а заканчивали третьи, это не пересъемки с другим актером или смена режиссера.
Практически нет рисков что «софт не понравится», например в случае корпоративной разработки пользуют настолько страшных крокодилов, что не позарился бы даже пьяный австралийский матрос 19го века.
Нет рисков связанных с персональной ответственностью — разработчики любого уровня совершенно спокойно рассказывают об участии в провальных проектах и это никак не сказывается на их зарплатах.
Даже нет столь жесткой зависимости от уровня исполнения как в кинобизнесе:
можно начать проект руками студентов, а затем доводить до ума уже с нормальными разработчиками — частая практика для стартапов.
С кино так не получится, нельзя половину фильма снять с помощью стажеров, работа профи потребуется сразу, с первого же съемочного дня:
свет, звук, грим и сама съемка — все требует профессионалов для общего высокого уровня.
Итого
Никаких рисков в ИТ и при разработке ПО по сравнению с другими областями человеческой деятельности просто не существует.
Оглянитесь вокруг и представьте чем постоянно рискуют самые обычные люди других профессий:
водители автобусов и грузовиков, пилоты самолетов, строители, капитаны судов.
Сотни и сотни людей каждый день натурально рискуют жизнью и ставят на кон собственное будущее: капитан, утопивший корабль уже врядли найдет новую работу, в отличие от айтишника.
Даже если корабль утонул по вине обстоятельств, а не действий капитана — всем будет глубоко пофиг.
Риски ведения любого реального бизнеса, связанного с физическими объектами и живыми людьми несоизмеримо выше любой разработки, поэтому даже заикаться о рисках в ИТ, что чего-то там «возможно не получится» откровенно смешно.
P.S.
Я занимаюсь разработкой ПО вот уже 24й год, это много по любым меркам, дольше чем живут на свете некоторые из читателей этого блога.
С таким стажем уже нет права на ошибку — я физически не смогу завалить вверенный проект, даже если ошибусь в каких-то мелочах.
Зная как обстоят дела в других профессиях и теперь рассказав об этом вам, очень надеюсь что хотя бы часть прочитавших перестанет воспринимать софт как постоянный источник проблем и геммороя и перестанет забивать себе и окружающим голову о некий «рисках», связанных с разработкой ПО.
Все что касается ИТ поддается исправлению, все можно починить, переделать или обновить. Всегда есть варианты и практически любые технические проблемы — решаемы.
Помните об этом и не ведитесь, за коллег по отрасли, вещающих о каких-то там «рисках» мне откровенно стыдно.