Про кино: "Анора", 2024
Посмотрел таки этот «шедевр» кинематографа и делюсь впечатлениями. Статья от «дедушки», видевшего это г-но вживую еще в 2000е.
Сюжет
Вообще сюжет х\ф «Анора» настолько линеен и предсказуем, что бедные копирайтеры выкручиваются как умеют чтобы не выдать его целиком за одно предложение:
Сын русского олигарха находит родную душу в нью-йоркской танцовщице. Юра Борисов — номинант на «Оскар»
Бруклинская секс-работница влюбляется в сына русского олигарха, но её сказка оказывается под угрозой
В центре сюжета — отношения стриптизерши Эни и Вани, сына богатого русского бизнесмена. Пару хотят разлучить шестерки отца, но парень сбегает. Его ищут по всему Нью-Йорку.
Один из лучших фильмов года: стриптизерша из Бруклина встречает сына русского олигарха. Обаятельное драмеди Шона Бэйкера с Майки Мэдисон, Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном
Получается плохо, поскольку всем кто старше 30ти и так все станет ясно даже по трейлеру:
Первое впечатление
Наверное самое важное о чем стоит рассказать широкой аудитории:
«Анора» — практически документальное кино, в котором нет ни одной сцены, которую я могу считать художественным преувеличением или полной дичью фантастикой.
Хотя я никогда не жил в Нью-Йорке и потому не смогу оценить реалистичность сцен со штрафами и попыткой увезти машину главных героев на штраф-стоянку, но все остальное в этом фильме — максимально реалистично.
Есливам мало летхотите по какой-то причине посмотреть на настоящих бл#дей, настоящих мажоров и «гусских миллиардеров» первой волны родом из 90х — «Анора» вам в помощь.
Но только помните, что тут нет магии кино и вам показывают «как есть» и как происходит на самом деле.
Оно вам и правда надо?
Персонажи и каст
Каст божественен и гениален, кастинг-директор ооочень хорошо знал предмет и попал в яблочко со всеми персонажами, кроме.. Юры Борисова.
Да, автор в курсе про номинацию на Оскар за второй план, но жизненный опыт — штука такая, позволяет смотреть на многие вещи под другим углом :)
Но пройдемся сначала по основным персонажам.
Анора
Идеальное изображение шлюхи от Майки Медисон.
Аплодирую стоя.
Откровенно стремная, потасканная жизнью (несмотря на молодость) баба, которая выглядит красиво только будучи снятой под определенным углом, в «боевом» макияже, «спецодежде» и в полутемном кабаке.
Даже при таких вводных ее признает красивой только бухой в говно малолетний долбо#б, который еще вчера ходил в школу и учил уроки.
Цитата из фильма, от армянского дяди Тороса:
«Спальня в которой вы с ним трахались это спальня его родителей, а его спальня — в конце коридора с бл#дь звездочками на потолке, потому что он еще ребенок!»
Открывающая сцена в стрип-баре где эта самая Анора в боевом прикиде минут пять ходит по залу и цепляет клиентов — наверное самое реалистичное изображение такого рода «работы».
Отлично показаны и типичные клиенты — какие-то убогие деды и жиробасы с плешью и как сколько раз шлюху посылают прежде чем кто-то наконец ее снимет.
Причем негативно реагировать ей нельзя, поэтому Анора с «покерфейсом» просто сразу отходит:
- Привет красавчик! О, так ты кого-то ждешь? Ну ладно.
Вот это и есть жизнь шлюхи, а не показы мод и дворцы олигархов.
Замечу, что женскую «спецодежду» — стринги вообще придумали хитрые французы для кривых и плоских жоп, нормальная женская жопа в помощи не нуждается и отлично работает даже когда дама в советском купальнике:
Вообще по моему скромному мнению, если женщине надо одевать «сбрую», кружевное белье и подвязки чтобы показать свою привлекательность — это п#здец и ужас крайний аргумент, дальше только демонстрация вагины с анусом крупным планом.
С посадочными флажками.
На следующее утро после бурной ночи, протрезвев и смыв макияж вас будет ожидать примерно такое #блище:
Здоровенный шнобель, неоднозначная национальность, «говноглазие» и плохие волосы идут в комплекте.
прежде чем ругать автора, не забывайте что все это — часть образа персонажа, а не претензии к самой актрисе.
Суть такого образа в том, что действительно красивая женщина в проституцию просто так не пойдет, по крайней мере с точки зрения общества и широкой аудитории.
Поговорка «лицо это зеркало души» все же имеет под собой определенную статистическую основу.
И как-то оно так получается, что все эти эскортницы, шлюхи и простые рабочие бл#ди — вот такие чернявые «полторашки» с фигурой мальчика, а ни разу не высокие, стройные голубоглазые блондинки модельной внешности.
Разумеется бывают исключения, но врядли вам настолько повезет и на вызов приедет молодая Николь Кидман :)
Удачно подобранная внешность это еще не все, одной только внешностью фильм не вывезти (если только главный герой не Арнольд Шварцнеггер), гораздо важнее для успеха кино — игра актеров.
И Майки она удалась на все сто процентов:
Анора в ее исполнении показана именно такой какой была бы на самом деле — двуногим говорящим животным.
Работница «секс-индустрии» весь фильм занимается ровно тем, чем и занимаются настоящие шлюхи:
еб#тся и высасывает деньги из богатого дурачка
Весь сюжет демонстрирует именно эту канву поведения от первых кадров и до самого конца, до финальной сцены с Юрой, которого она фактически насилует (сцена со смазкой — мое почтение, сценарий писал знаток).
Ее персонажу невозможно сопереживать просто потому что она не совершает никаких человеческих поступков, ни плохих ни хороших.
Собственно вся картина — натуралистичная демонстрация жизни животного примерно как в передачах канала Discovery и нехватает только голоса Николая Дроздова:
персонаж Аноры никак не развивается, не меняется и ни к чему не стремится — она лишь ест, спит и трахается.
У Аноры нет малолетних детей, которых надо кормить, нет классической «больной мамы» или папы-алкаша (на чем выезжает тот же великий Shameless), нет никакой «большой мечты» или планов на жизнь:
получить хорошее образование и нормальную работу, стать знаменитойили полететь на Луну.
И при этом нельзя сказать, что ее фактически спокойной и размеренной жизни что-то угрожает:
Анора не беженка, поставленная на грань существования, она «местная», уже родившаяся и выросшая в США, с гражданством и паспортом.
Бл# да у нее даже с владельцем стрип-клуба нет никаких конфликтов и чисто рабочие отношения, как в обычной компании!
В фильме вообще нет ни одной серьезной угрожающей сцены, а все действие всегда выстраивается таким образом, что зрителю становится очевидно — с Анорой точно ничего страшного не случится.
Всеми этими деталями авторы доносят простую мысль:
Не от нужды или отсутствия перспектив, не по принуждению и не в виде «временной подработки», как в той же «Красотке».
Повторюсь, что все это с точки зрения логики и жизненности — максимально реалистично, настоящие шлюхи именно такие и есть:
не «жертвы обстоятельств», не «бедные женщины» с «непростой судьбой», а самые настоящие животные.
Отдельно отмечу, насколько же филигранно прописано.. так сказать «взаимодействие в коллективе» у шлюх — натуральный крысятник, где товарки делят добычу.
«Даю неделю вашему браку» (ц) — с последующим поцелуем в губы другой шлюхи выглядело действительно эпично.
Сценарист глубоко в теме и очень хорошо представлял о чем писал — мое уважение.
Осталось только понять «зачем».
Иван
Эталонный русский мажор, из палаты мер и весов в исполнении Марка Эйдельштейна.
Он молод, красив, богат родительскими деньгами, классически туп и инфантилен, но прежде всего — празден.
Вся сюжетная история с женитьбой на шлюхе для него не более чем очередное приключение, причем явно не самое эпичное.
При этом, как и персонаж Аноры — Иван никак не развивается и не меняется:
бесконечные тусы, тяжелое бухло (см. ниже), вещества, швыряние деньгами и тупые друзья-прихлебатели, живущие за его счет
Другими словами тут все происходит целиком и полностью как в реальной жизни, не хватает только походов к венерологу и рехабов.
Из-за того что персонаж Марка никак не страдает, ничего не преодолевает и ничем не рискует — ему невозможно сопереживать.
Как и персонаж Аноры, мажор Иван показан не как человек а как двуногое животное, которое просто «существует»:
писает, какает, нюхает, временами трахается и.. все.
В фильме есть попытка вывести банальный «протест против родителей», но настолько наивная, что для ее раскрытия зрителям под конец фильма пришлось сказать всю фразу целиком устами Аноры:
Ваш сын настолько вас ненавидит, что женился на мне чтобы вам насолить! (ц)
Так что образ персонажа, так удачно изображенного Марком Эйдельштейном — не гротеск и не карикатура, а абсолютная реальность.
А реальность в основном не мрачная или грустная, а бессмысленная и тупая.
Зачем было показывать такую реальность в кино — другой вопрос, особенно когда есть примеры более интересного раскрытия подобных персонажей:
мажор Дикки, cын богатого судостроителя из Нью-Йорка, сбежавший в Италию и пытающийся заниматься искусством
из божественного «Рипли».
Блин, да если бы за Иваном через 10 минут после начала фильма пришел например вот этот паренек — уже получилось бы совершенно другое кино:
Еще одним важным штрихом к персонажу Марка является его так скажем «полная безобидность».
Да, Иван с друзьями нарушает закон, но делает это настолько безобидно и «соево» что.. опять непонятно зачем все это снимали.
Грабеж с друзьями.. лавки со сладостями, бл#дь!
Сравните с тем же «Заводным апельсином» Кубрика или например с нашей «Авария, дочь мента» — вот где фактурно показаны молодые мажоры-беспредельщики.
Так что да, мажор Иван вышел абсолютно реальным и настоящим.
Но бл#дь зачем?
Богатые родители
Да, именно так выглядят и ведут себя отечественные олигархи первой волны, сколотившие капитал в 90е.
Разумеется не масштаба списка Forbes, а допустим владельцы небольшой компании, человек так в 2000.
Они еще в 90е сколотили первый капитал и создали производственную базу (или отняли у государства) и стали получать настолько баснословные деньги, что с тех лет перестали ассоциировать себя с обычными людьми.
Представьте, что абсолютно все в вашем городе получали и получают стандартную зарплату 90 баксов и по другому не было никогда и ни у кого, а тут внезапно появляется персонаж, которому приходит по $100 000 каждый месяц.
Вот выжившие представители той волны бизнеса и показаны в Аноре во всей красе:
Да, богатые (по российским меркам), да с презрительным отношением к персоналу и дурным вкусом в одежде.
И.. что?
Зачем на это смотреть полтора часа на большом экране?
Причем все действия «богатых родителей» точно также самые обыденные и реальные:
богатая мама не приказала Анору немедленно грохнуть, богатый папа не посмотрел оценивающим взглядом и не спросил про «цену за час», они не закатили оргию на самолете вместе со стюардессами и пилотами — ни-че-го.
Даже самой тупой шутки про «насколько же у сына плохой вкус — весь в отца» не было.
Ну да, маман пригрозила все отобрать через суд — ужос-то какой.
После «Волка с Уолл-Стрит» весь этот детский лепет смотреть и смешно и тошно, а главное непонятно зачем вы бл#ть это сняли?
Торос
Эталонный пожилой армянин, выражающий всю тоску армянского народа на чужбине и в окружении малолетних долбо#бов:
«Хочу домой, в Армению» (ц)
Врослый мужчина, решающий бытовые вопросы для богатых русских и приглядывающий за их у#бком сыном.
Этот персонаж в исполнении малоизвестного широкой публике актера Карена Карагуляна — эталон визуального выражения целого поколения людей, застрявших в Нью-Йорке с 90х и с тех пор не особо изменившихся.
А как он отчитывал компанию молодых армян в ресторане — шик!
Ну в смысле что как это показано в фильме и есть реальность, я сам так регулярно делаю ввиду возраста.
Игорь
Теперь про нашего будущего «оскароносца» (надеюсь у Юры все получится). Догадываюсь за что его номинировали:
убогий, туповатый исполнитель, классический русский гопник с обритой башкой и «монгольскими» чертами лица — как с немецкого плаката про унтерменшей.
Именно так американцы и представляют классических русских.
По сюжету персонаж Юры был нанят в качестве «силовой поддержки», когда история с женитьбой на шлюхе доходит до взрослого дяди армянина, присматривающего за малолетним у#бком.
также как и Анора, Игорь — местный, либо уже родившийся в США, либо (по крайней мере) давно живущий в Нью-Йорке.
Так что вся история, показанная в фильме — про американцев, пусть и русского происхождения.
И как раз с персонажем Юры все с моей точки зрения вышло наименее реалистично.
Во-первых он мелкий, это не шкаф-амбал 2×2 и даже не обычный взрослый мужик — комплекция не дотягивает.
Что хоть и породило смешную сцену с удерживанием Аноры, но блин извините — к реальности все это отношения не имеет:
он приехал как «силовая поддержка» для двух армян, которые его здоровее в два раза — ну смешно же.
Во-вторых «силовики» никогда не работают по одиночке, минимум парой.
Потому что «клиенты» норовят первым делом убежать, а задерживать в одиночку проблематично.
Вообще работа «силовой поддержки» мало отличается от работы полицейского:
убеждение, разговоры и демонстрация силы — вот это все.
Если доходит до силового противостояния, то задачи у «боевиков» такие же как у полицейских:
вырубить, обездвижить и привести в чувство для дальнейшего разговора.
В «Аноре» есть единственная сцена, где Юре дают команду «разобраться» и он битой разносит все ту же несчастную лавку с конфетами, но блин.. вспомните хотя-бы «Леон», где действие также разворачивалось в Нью-Йорке:
Откровенные сцены
Идя на поводу современным веяниям, в Анору напихали откровенной обнаженки на уровне «Игры Престолов».
сцены стриптиза, валяния голышом, раздевания и собственно#блисекса показаны ровно так как это происходит в реальной жизни.
Определенные сомнения вызывает лишь ловкое сальто назад с одновременным сниманием трусов в исполнении Марка Эйдельштейна — даже интересно сколько дублей ушло на эту сцену, с учетом прически героя в стиле Варламова:
Но все остальное — да, максимально реалистично.
При этом повторюсь: актриса играющая Анору на тело - откровенно стремная,
Зачем было показывать в большом кино реальный секс без прикрас, еще и используя ракурсы из порно — для меня загадка.
Неужели зумеры настолько забыли как #баться, что такая реалистичность вызывает неподдельный интерес?
Для сравнения, есть такой отечественный фильм «Аритмия», тоже с максимально реалистичным изображением обычного секса.
Но в нем хотя-бы прослеживается задумка автора — занимаются этим муж с женой, на обычной кухне, обычной хрущевки:
«Погоди, дай нож из-под задницы уберу» (ц)
И все это не выглядит как видеофиксация чужой случки, в отличие от «Аноры».
Ни страсти, ни любви, ни романтики — так зачем все это было снимать?
Бухло
В фильме все откровенно и дико бухают:
в кадре практически непрерывно самый тяжелый алкоголь из возможного и сцены самого жестокого употребления — полными стаканами и без закуски.
Сцена в люксе с набегом малолетних идиотов на барную стойку:
где на трехметровом столе выставлено крепкого бухла примерно на роту здоровых мужиков, заставила мою печень сжаться от ужаса.
В моей молодости конечно тоже всякое было, но до такого саморазрушения мы не доходили никогда.
С учетом комплекции главных героев, чтобы так дико бухать надо быть серьезным запойным алкоголиком и тренироваться пить крепкий алкоголь лет так пять подряд, что разумеется сказалось бы на внешности.
Деньги
У американцев особое отношение к деньгам и богатству, еще и крепко связанное с религией — протестанством:
если ты богат — Бог тебя любит, что для религиозного человека важнее всего на свете
Методы достижения богатства при этом мало кого интересуют, поэтому например в «Волке с Уолл-Стрит» показывают что у главного героя есть цель, к которой он долго шел и пробивался.
И таких фильмов в американской культуре очень и очень много — даже если показывают откровенную мразь, которая на#бывает и кидает людей налево и направо, у этой мрази все равно есть предыстория, пройденный путь и какая-то цель.
Недостаточно показать бандита или наркоторговца «в моменте», с деньгами которые у него есть «по факту» и без конечной цели или какого-то развития.
Так вот то что показали в «Аноре» является натуральным оскорблением чувств верующих в капитализм:
У мажора Ивана нет целей, у него «просто так» есть деньги, которые он «просто так» расшвыривает в окружающих.
Да, это реалистично, да именно так в жизни и происходит и происходило всегда — почитайте про заезды детей арабских шейхов в Москву времен СССР — ох#еете.
Единственный вопрос, который видимо так и останется неотвеченным: зачем бл#ть было снимать про это кино? Для кого?
Мой опыт
Я тоже когда-то был молод (удивлены?) и учился в очень крутом ВУЗе — кузнице кадров для нефтяной отрасли, знаменитом ТГНГУ.
С мной училось очень много мажоров самого разного калибра, практически всем родители дарили квартиры, некоторым — двухуровневые, что для провинциальной Тюмени в 2003м году было сверхкруто.
Такого шика как показано в «Аноре» разумеется не было, провинция-с:
Тюмень — столица деревень (ц)
но все остальное: походы по кабакам, стрип-клубам и съем шлюх — в полный рост.
Был среди моих одногруппников один интересный персонаж из Нижневартовска, внешне сильно похожий на Криса Хемсворта, сын непростых родителей, щеголявший в брендовых шмотках и с топовой электроникой посреди нищей Тюмени начала 2000х.
И.. он повторил сюжет «Аноры» практически покадрово, но в реалиях Тюмени 2000х.
Конечно же всего я лично не видел, поскольку в тусовку вхож не был и вместо попоек занимался делом, так что вся история только «со слов» и «по слухам».
Точно также как и в кино, был и «присматривающий за оболтусом» армянин и приезд родителей, правда не на частном самолете, а просто бизнес-классом.
И все последующие разборки, так замечательно показанные в фильме.
Про мир зверей, в худшем смысле этого слова, где про бессмысленность и тупость.
Итого
Единственное чего я так и не понял:
В «Аноре» от художественного кино только сложные съемки с постановкой света, монтаж и киношные диалоги, но все остальное — чистой воды документалистика.
Тут нет магии кино, нет аллюзий, допущений, явных преувеличений или фантастики, но при этом нет и никаких глубоких мыслей и даже самой идеи:
если нет денег на эскорт — ну снимите по телефону или в любом приличном баре вашего города и запишите потом интервью с «феей».
При всем этом Анора — чисто российская история, с типажами подобранными и считываемыми прежде всего российской аудиторией:
сказочно богатые малолетние долбо#бы, сказочные шлюхи, сказочные армяне с нардами и сказочные олигархи — это все в первую очередь про Россию.
В фильме были смешные попытки адаптироваться под американскую аудиторию, вроде вопроса к Ивану «а кем ты работаешь, раз живешь в таком доме?» или все эти дурацкие вопли про «вызов полиции» — выглядят эти моменты откровенно натянуто:
Что же касается российской аудитории, то для нас фильм уж слишком реалистичный:
мы и так живем посреди всех этих бл#дей, мажоров и олигархов и видим всю эту п#здобратию каждый день.