Телефонные жулики
Рассказываю как защититься, куда бежать и что делать.
Явление
Начну с нескольких новостных заметок, для иллюстрации проблемы.
10-летний сын менеджера Газпрома отдал мошенникам в Москве 100 тысяч рублей и элитную ювелирку ещё на 500 тысяч. Пока мама была на работе, а папа в командировке в Китае, мальчику позвонила мошенница под видом служащей МВД. Она сказала, что пытается спасти пешехода, которого случайно сбила, но для этого нужны деньги.
Директора центра управления полётами авиакомпании "Россия" развели на 12 млн рублей. По данным Shot, 58-летний Андрей Перет был дома, когда ему позвонил неизвестный и представился капитаном полиции. Голос в трубке сообщил, что в последнее время происходит много случаев мошенничества. А у Андрея есть деньги на счетах, поэтому ему наберут из Центробанка и подскажут, как себя обезопасить.
В Москве похитили жену экс-первого замминистра обороны и командующего ВДВ Александра Колмакова. Возможно, это дело рук телефонных мошенников из Украины.
Пропажу жены генерал, который сейчас руководит ДОСААФ России, обнаружил вечером 10 мая. Колмаков вернулся с работы и не нашёл её дома. Последний раз они виделись утром — женщина ушла на работу, и ничего странного Колмаков не заметил. Тем же вечером генералу позвонил неизвестный, который заявил, что жена Колмакова похищена и за неё нужно заплатить выкуп в миллион рублей, иначе её ждут неприятности. Колмаков позвонил в полицию, пишет Baza.
Вероятнее всего, это дело рук телефонных «похитителей»: в последнее время участились случаи «похищения» людей по телефону. Жертвам звонят мошенники, рассказывают им историю о преследованиях и заставляют скрываться от родных, не отвечать на звонки и сообщения, а затем требуют выкуп у родственников «похищенных». Недавно так похитили мать помощницы сенатора Совфеда Андрея Шевченко. Женщина купила новую симку, чтобы её не могли отследить, постоянно меняла транспорт и скрывалась несколько дней. Её нашли в одной из подмосковных гостиниц.
Как вы наверное догадались, если такое происходит с детьми топ-менеджеров Газпрома и генеральскими женами — с обычными обывателями сие происходит постоянно и массово, просто в новости не попадает.
Личный опыт
Да, я тоже сталкивался с такими персонажами, поскольку не менял рабочий номер телефона лет так 10. В итоге в какой-то момент на два нужных звонка приходилось по двадцать от всевозможных спамеров, прозвонщиков и жуликов.
Что могу сказать по итогам попыток общения — да, в самом начале я действительно пытался как-то переиграть, вычислить, пробивать и писать заявления.
Первое
Эти «люди» очень хорошо психологически подготовлены — никакие угрозы, увещевания, уловки, попытки развести или склонить на свою сторону не сработают. Даже вывести из себя «вторую сторону» ни разу не удалось, а ведь это мой конек.
В далеком детстве у меня был опыт общения с баптистами и «свидетелями Иеговы» — вот это что-то очень похожее, те тоже были непробиваемы.
Второе
Они абсолютно не боятся ни закона ни последствий вообще — неоднократно пытался прикинуться «силовиком», «оперативным сотрудником», предупреждал что «вы нарушаете закон, будут последствия, наш разговор записывается» — эффекта ноль.
Даже запинок в речи с той стороны не было.
Третье
Они не испытывают ни жалости, ни сомнений, ни угрызений совести — пробовал симулировать деменцию, глухоту, проблемы с психикой — чтобы было понятно что клиент может погибнуть из-за их действий. Рассказывал что «деньги последние», «на похороны», «на лечение» и так далее — не влияло никак вообще.
Вообщем это такое максимально мразотное чистое зло, готовое губить детей, баб и стариков, оправдания такому нет.
Откуда оно лезет
Вопреки популярному мнению что все такие звонки идут с территории Украины — это далеко не так:
мне попадались жулики как с идеально чистой питерской речью, так и с разными акцентами, в том числе из средней полосы РФ.
Конечно помимо «гэканья» и кавказских акцентов.
Получается что в каждой стране СНГ, кроме наверное Белоруссии (благо что там таких пид#расов вешают) есть подпольные колл-центры, работающие по определенному региону или крупному городу РФ.
Жулики попадались обоего пола и разных возрастов — нельзя сказать что есть какой-то один определенный типаж таких людей, все очень разные.
Конечно же отличаются подходы и легенды:
когда-то это был заплаканный голос «папа-мама я сбил человека — нужны деньги», а под конец «вам звонят из Центробанка/Минобороны/МВД/ФСБ — вы должны денег».
Что касается знаменитой «техподдержки Сбербанка», звонящей из мест не столь отдаленных — это скорее всего легенда, поскольку в живую с таким ни я ни коллеги не сталкивались.
Их технические возможности
К сожалению как далекие от компьютеров люди так и большинство самих айтишников даже близко не представляют степень проблемы:
абсолютно все, что отображается или проигрывается на вашем компьютере или смартфоне может быть подделано: текст, фото, видео, запись голоса — все, без исключений.
С разной степенью геммороя конечно, но сама техническая возможность есть абсолютно всегда.
Доступ к персональным данным
Как вы могли заметить идет постоянная волна сливов баз пользовательских данных и началось это все сильно задолго до 2022го и даже 2014го — по-сути крупные утечки были всегда.
Это настолько популярная тема, что момент с доступом к персональным данным и их использования был показан в к\ф Хакеры аж 1996го года.
Вообщем вы должны быть готовы к тому что ваше полное ФИО, адрес проживания, паспортные данные, ваши активы, количество денег в банке и так далее по списку — будет известно жуликам.
Вы и ваше окружение должны быть готовы к тому что абсолютно любую вашу учетную запись в социальных сетях можно взломать или подделать и дальше писать от вашего имени.
Защита от такого конечно есть, но вам придется долго и много учиться и еще и жить в стиле агента спецслужб или члена ОПГ — заниматься конспирацией и постоянно заметать за собой все следы как в жизни так и в интернете.
Как защититься
Ниже я опишу основные идеи как обычному обывателю хотя-бы минимизировать риски и не слить кучу денег жуликам, оказавшись затем по-уши в долгах.
Взаимодействие
абсолютно все серьезные вопросы связанные с деньгами решаются только лично, при личной встрече.
Никаких переводов крупных сумм онлайн вообще.
Никому и никогда, в не зависимости от обстоятельств.
Лучший друг или подруга «попала в аварию» и «нужны деньги для срочного решения вопроса» — пусть называет отделение или больницу где находится, приежаете и решаете что делать на месте, видя человека вживую.
Звонят из банка и говорят что «вот вот заблокируют счет»? Замечательно — назначаете встречу в банке и приходите лично.
Вообще примите к сведению что звонить вам это работа, просто так ее делать никто не будет.
Общий подход к работе с клиентами у крупных и тем более государственных организаций: по факту обращения.
То есть это вы обращаетесь с проблемой, а не «вам звонят из ЦБ РФ».
Еще если кто вдруг не заметил:
за последние лет 15 уровень коррупции в РФ очень сильно упал, плюс появилась запись всех звонков на уровне оператора — а значит вариантов «решить вопрос по телефону» быть уже не может.
Зато это осталось в странах СНГ, откуда вам и звонят все эти «сотрудники».
Вообщем ни на какие угрозы, просьбы о помощи или советы по оптимизации — вы не реагируете без личной встречи.
Телефонные жулики обладают очень серьезной психологической подготовкой — вас будут разводить, не надейтесь что если будете настаивать на личной встрече то вас оставят в покое — этого не будет.
Не уверены в крепости своей психики — не рискуйте: бросайте трубку и не продолжайте общение.
В идеальном случае ставите на смартфон «Анти-спам» от МТС или Яндекса, не реагируете на входящие вообще — перезваниваете только если номера нет в спам-листе.
Самая надежная тактика, поскольку через какое-то время ваш номер пропадет из базы прозвонщиков как «неактивный» — сам факт ответа на входящий звонок это признак того что номер живой.
Счета и карты
Заводите в банке отдельный счет, не привязанный ни к одной карте и ни к одной форме оплаты.
На таких счетах храните все ваши капиталы, а к карте привязываете счет, с незначительной суммой, с потерей которой готовы смириться.
Заходите в клиент-банк и перебрасываете с основного счета нужную сумму.
Суть тут в том что сильно дох#я стало умных личных кабинетов и интернет-магазинов, сохраняющих введенные данные карт.
Плюс есть автоматическое списание по подписке, без подтверждения операции. Все это означает что ваши деньги с карты так или иначе будут воровать, по чуть-чуть но постоянно.
Отдельный счет — гарантия что не сп#здят все под чистую.
Не используйте мобильное приложение банка, вообще забудьте про взаимодействие с банком с телефона — только с компьютера или с живым сотрудником в отделении банка.
И похер сто раз что там рекомендуют сами банковские служащие — им как раз выгодно чтобы вы теряли деньги и чтобы вас обворовывали.
Суть тут в том что сообщение на телефон (СМС или Push) используется в качестве втрого фактора при аутентификации, поэтому когда вы входите в клиент-банк с телефона — второй фактор исчезает.
Соотвественно существует зловредное ПО, которое умеет перехватывать СМС и push-уведомления, после чего появляется доступ к вашим счетам.
Вообщем хотите спать спокойно — забудьте про мобильный банкинг.
Цветы жизни
Нынешние жулики не имеют никаких принципов и понятий вообще, поэтому считают нормой разводить детей, даже совсем маленьких на деньги.
Могут позвонить на мобильный вашего ребенка и цинично сообщить что вы попали в аварию или задержаны и нужны деньги.
Могут представиться вами, кашляя или плача в трубку чтобы не так бросалась разница в голосе.
При условии что жуликам о вас достаточно много известно — защититься от такого непросто.
Опишу то что пришлось изобретать в своей семье и ближайшем окружении в качестве решения.
Во-первых вам надо ограничить вашим детям доступ к деньгам и ценностям, особенно к наличке и крупным суммам. Где у вас деньги лежат дети абсолютно точно знать не должны. Самой возможности совершить перевод на крупную сумму у ребенка быть не должно.
Во-вторых мы придумали простой вариант с паролем:
если кто-то звонит и представляется родителем или родственником — ребенок просит назвать пароль, какое-нибудь легко запоминаемое кодовое слово.
Как показала практика — с той стороны просто бросают трубку, поскольку такой вариант видимо еще не очень популярен и скрипт для на#балова еще на написан.
Пожилые
У нас всех есть пожилые родственники: бабушки, дедушки, мамы и папы, которые всю свою жизнь решали вопросы по телефону.
Они не готовы к нынешней реальности и такой волне скама, не готовы к тому что такое количество «людей» вот так запросто будут выдавать себя за сотрудника государственных органов (это между прочим статья) или за банковского служащего и так хитро вымогать деньги.
Объяснить 70-летнему дедушке, что жизнь настолько изменилась и абсолютно никакому позвонившему доверять нельзя не взирая на номер телефона — за гранью возможного.
Вообщем тут хорошо работает опять же «Анти-спам» и правило не брать трубку, а только перезванивать.
По возможности возьмите под контроль все платежные средства вашей бабушки-дедушки, чтобы у вас был доступ в клиент-банк и вы хотя-бы видели кому делались переводы.
Если у вас хорошие отношения — можно попросить чтобы на все входящие вопросы про деньги, банки и госорганы пожилой человек отвечал что «этими вопросами занимается сын/внук» и давал ваш номер.
Еще обязательно запретите вашему пожилому родственнику сообщать кому-либо где-либо что он проживает один.
Приходят «проверяльщики счетчиков», соцработники, всякие соцопросники — всем им обязательно надо рассказать что «с бабушкой живет внук-боксер, который временно уехал на тренировку в Чечню».
Очень многие пожилые хранят внушительные суммы (гробовые) наличностью дома и все жулики со времен СССР про это в курсе.
Также достаточно легко выясняется и владение какой-то дорогой недвижимостью — путем банальной грошовой выписки из Росреестра. А сей факт уже привлечет более серьезных жуликов — тех же «черных риелторов».
Идеальный вариант защиты от такого — оформление доли или какое-то видимое по базам обременение на эту недвижимость, чтобы жуликам было очевидно что это гемморой.
Но сильно врядли у вас получится убедить пожилого родственника такое реализовать.
Итого
Вообщем грядут поистине тяжелые времена и накал п#здеца с каждым годом будет только нарастать.
Общество уже ожесточилось и отморозилось в край, выросло поколение у#бков, у которых нет не то что принципов или целей — базовых чувств и рефлексов, включая самозащиту — и тех нет.
Современные подростки не понимают что будет если они ограбят или убьют человека, что такое тюрьма и десяток лет в заключении.
Нападения толпой 15-летних на взрослого — в порядке вещей.
Поэтому как и в 90е вам придется держаться за «своих» — семью, друзей и ближайшее окружение, а всех остальных рассматривать как потенциальную угрозу жизни.
Еще вы должны понимать — с точки зрения закона разобраться с телефонными жуликами крайне непросто: нужен большой объем украденных средств и большое количество жертв, сотни и тысячи заявлений от разных людей чтобы кто-то из органов взялся за такое это дело.
С другой стороны, ног у «человека» всего две, прожить остаток лет на костылях — тяжело, а наказание за «тяжкие телесные» не такое серьезное, да и побои нынче декриминализированы.
Так что видимо придется вспоминать практику 90х — отлавливать таких у#бков самостоятельно и возить на речку: учить нырять без акваланга.