Как работают инфоцыгане
Наткнулся недавно на эталонную инфоцыганскую статью c цепляющим названием Образование взрослых умерло. Что дальше? На ее примере показываю как работают и за что цепляют инфоцыганские техники, чтобы вы могли быстро вычислять это надоедливое говно и отправлять в корзину.
Оказалось что в англоязычном интернете тоже существует термин cyber gypsy
, но означает он не сетевого торговца воздухом а.. цифрового кочевника!
Это когда с ноутбуком в рюкзаке и в бесконечном путешествии между странами и континентами, если кто вдруг не знает.
Другое название этого явления digital nomad
, которое вы точно слышали.
Цитаты из оригинальной статьи выделены
но думаю даже по стилю будет понятно авторство ;)
Начало
Сама статья — откровенно ерундовая, про опостылевшую уже всем тему онлайн-курсов и перспектив современного образования.
Написана она не то чтобы полным идиотом, но человеком откровенно плохо разбирающимся в теме образования и точно не имеющим никакого отношения к преподаванию, ВУЗам и всему такому.
Так что единственным поводом тратить время на эту говностатью оказались те самые инфоцыганские практики, использованные в полный рост при ее написании.
Именно их мы и будем сегодня разбирать.
Первым делом «клиенту» (то есть вам дорогой читатель) вбрасывается набор глобальных и неопровержимых фактов, чтобы сразу привлечь внимание:
Microsoft учит сотрудников не работать. Т-банк заставляет менеджеров дирижировать оркестром. А Гарвард сжал MBA до двухнедельных спринтов.
Но никаких ссылок на оригинал — откуда именно были взяты столь интересные факты почему-то нет. Зато используются названия больших и очень известных компаний, чаще иностранных, чтобы даже мысли не было о проверке такой информации.
Вы же не станете считать жуликами Microsoft или Гарвард, правда?
Затем выдается некая абстрактная, но страшная причина для всего происходящего, из серии «мир внезапно изменился»:
Это не сошедший с ума мир — это новая реальность образования взрослых.
Внушается мысль, что ваше понимание мира безнадежно устарело и срочно надо куда-то бежать и что-то делать, другими словами вас натуральным образом «прогревают» на действие.
Следующим шагом идет аппеляция к неким «умным людям», владеющим экспертизой в данной теме:
Умные люди из СберУниверситета проанализировали 150+ исследований и выдали отчёт, который должен прочитать каждый, кто работает с обучением. Спойлер: если вы до сих пор продаёте «знания» и «навыки», то опоздали на пару лет.
Откуда такая круглая цифра 150+?
Меж тем в реальных аналитических отчетах куда важнее не количество исследованных объектов, а качество — проверяемость источников в первую очередь, их надежность и однозначность.
При чем тут частная компания «СберУниверститет» не имеющая никакого отношения к высшему образованию?
Какой вообще смысл пугать «опозданием в пару лет» для отрасли, где постоянно оперируют периодами в десятки лет?
Далее читателю выдают еще одну глобальную истину:
Современный человек приходит учиться не за корочкой, а за ответом на фундаментальный вопрос «кто я теперь?». И это полностью меняет правила игры.
В реальности надо быть не очень умным, чтобы так запросто говорить за всех современных людей. Даже в рамках страны, региона или даже социального класса люди сильно отличаются и далеко не все подпадают под термин «современный человек».
Но для инфоцыган такое обобщение — норма:
Все программисты на языке Y, все все поколение Z, все представители национальности Х
Поэтому если видите подобные обобщения с «глобальными выводами» — закрываете статью, если конечно не хотите влить в свой нежный мозг очередные инфоцыганские помои.
Далее собственно идет главная тема статьи:
Тут стоит заметить, что перевернуть или хотя-бы пошатнуть рынок образования не смогли ни мировые войны, ни революции, ни финансовые кризисы ни даже пандемия — за хорошим образованием люди все также поступают в известные мировые ВУЗы со столетней историей, где все также проводят несколько лет за партами, слушая пожилых профессоров.
И все также тратят на это серьезные деньги.
Потому что рынок образования — самый консервативный на свете, а все эти онлайн-курсы — не более чем погрешность на его графике прибыли.
Дальше кратко пройдусь по каждому пункту, всего их девять и все очень показательные с точки зрения инфоцыганского искусства.
1. От знаний к смыслам
Смешное название тренда для тех кто имеет отношение к науке, поскольку чистое знание появляется как раз в виде анализа большого объема практики — тех самых практических смыслов:
сначала сотню лет пашешь в поле, затем суммируешь и описываешь полученный с таким трудом опыт — так и появляется знание.
Таким образом путь в обратную сторону «от знаний к смыслам» — не что иное как деградация.
74% лидеров по обучению считают развитие гибкого мышления важнее технических навыков. Люди ищут не знания, а пространство для переосмысления себя. Microsoft уже внедрил «дни обучения без рабочих задач» с фокусом на главный вопрос: что я хочу узнать про себя?
Как уже заметил ранее, аппеляция к опыту и практикам крупных компаний очень характерны для инфоцыганских вбросов — проверить же все равно не получится. Так что наличие чего-то такого в статье это яркий признак инфоцыганщины и повод закончить чтение.
Однако не стоит забывать и про масштаб:
в крупной компании где «каждой твари по паре» действительно могут происходить самые безумные вещи — но только в виде.. эксперимента.
Зато читателям этот эксперимент будет преподнесен как непогрешимая истина и руководство к действию.
Поэтому да, в Microsoft могут требовать сотрудников использовать ИИ, но от всех ли и во всех подразделениях — большой вопрос, правдивый ответ на который мы не узнаем никогда.
2. Навыки вместо должностей
Еще одно смешное название, но уже для уха рекрутера — для тех людей кто работает с кадрами.
Занимаемая должность в компании подразумевает некий набор навыков у человека, причем обычно еще и довольно жесткий, поэтому «навыки вместо должностей» быть не могут — должность из навыков и состоит.
Компании массово переходят на навыковый подход. Искусственный интеллект помогает определять тысячи точечных компетенций для персонализации обучения. Например, Johnson & Johnson выделяет 41 ключевой навык для будущих ролей.
Тут снова яркие тезисы с минимумом проверяемых фактов и очевидный плохой перевод зарубежных статей про рекрутинг, вот вам кусочек возможного оригинала:
Johnson & Johnson recognizes roughly 5,000 skills across its organization, with new skills added every quarter. Those skills form the backbone of the J&J Learn, the company’s internal learning and development platform, which recommends development opportunities, like courses and mentors, to workers based on their career aspirations and the skills they want to develop.
Как видите вместо 41 тут уже «примерно 5000», но на всю организацию.
Кому верить решайте сами, но помните что в «возможном оригинале» речь идет лишь про обучающую платформу, а не про живых людей. Поэтому «5000 skills» это всего лишь 5000 записей в базе и выпадающий список в интерфейсе на 5000 позиций.
Здесь же во всей красе представлена еще одна известная инфоцыганская практика — жонглирование терминами:
Организации, построенные на навыках, на 63% чаще достигают целей.
Если попытаться вчитаться в предложение выше — можно п#здануться быстро понять что это полная дичь, которая тем не менее часто встречается в деловых презентациях.
Любые цифры, связанные с работающим бизнесом появляются из статистики, статистика собирается либо внутри — силами самой компании, либо снаружи — силами регуляторов, в первую очередь финансовых.
Оборот, выручка, себестоимость — примеры адекватных цифр для работающего бизнеса.
Но бл#ть «процент более частого достижения целей» это уже за гранью.
3. Практика важнее теории
Тут ржут уже профессора и преподаватели ВУЗов, ну, а я лишь грустно улыбаюсь, поскольку смог подойти к серьезным темам компьютерных наук лишь в зрелом возрасте, убив лучшие годы как раз на практику.
67% работодателей выбирают программы с практической составляющей.
В самом лучшем случае речь может идти про некий образовательный сервис, чьи клиенты — другие компании, также являются работодателями. Сделали опрос среди этих клиентов и удалось выяснить, что 67% из них что-то там выбирают.
67% из клиентов какой-то компании, предоставляющей образовательный сервис и 67% всех работодателей на планете вообще — чувствуете разницу?
Levi's учит сотрудников программировать на реальных задачах компании. Результат: разработали приложение для предсказания поломок оборудования. Теория умерла, живёт только то, что можно применить уже завтра.
Levi's производит и продает брендовую джинсовую одежду c 1853 года. Это один из старейших брендов и производителей джинсовых товаров на планете.
У компании накоплен настолько обширный опыт и практика (помимо патентов) в продаже и производстве одежды, что не удивлюсь если они еще и профильную литературу печатают.
Кем надо быть, чтобы на серьезных щщах сравнивать все эти активы с каким-то приложением — пусть читатель догадается самостоятельно.
4. Эмоции важнее информации
Следущее название тренда — само по себе известный инфоцыганский вброс. Эмоциональность клиента сильно повышает шансы что-то ему впарить, так что используют данный термин инфоцыгане очень часто.
Внезапно Т-банк учит менеджеров дирижировать реальным оркестром. Airbnb проводит адаптацию новичков через театральные постановки. Эмоционально насыщенный контент увеличивает запоминание на 65%.
Каких менеджеров? (опустим дурацкий выдуманный факт с левым процентом)
В любом крупном банке есть два типа сотрудников, которые составляют его основной штат:
кредитный менеджер и кассир-оператор.
Так что «просто менеджеров» в Т-банке — бОльшая часть сотрудников.
Потом как вы себе представляете организацию процесса дирижирования оркестром для скажем 1000 человек? А в Т-банке между тем было больше 1000 сотрудников еще в девичестве (при Тинькове).
Ну он может сам выбирать формы обучения и на такое дирижирование точно согласятся не все, да и свободного времени у этих людей обычно нет.
5. Максимальная персонализация
«Персонализация» это еще одна массовая шиза, часто встречаемая в других статьях и основанная.. ни на чем (серьезных исследований я не встречал):
предполагается что молодое поколение настолько упоролось по персонализации и кастомизации, что их наличие стало определяющим фактором при выборе товаров и услуг.
Однако это же самое молодое поколение заново изобрело однотонную одежду без логотипа бренда а его ярчайшие представители через одного имеют одинаковые прически, интересы и набор гаджетов.
Duolingo подстраивается под каждого: от уровня знаний до психологического состояния. На 25% пользователей чаще завершают курсы с адаптивными заданиями. Siemens создал «Мой учебный мир» — у каждого сотрудника свой образовательный микрокосмос. Один шаблон для всех больше не работает.
Опять ни конкретных фактов, ни ссылок на источник — ничего что можно хоть как-то проверить.
Что касается Duolingo — известной онлайн-платформы для изучения языков, то несмотря на традиционные стартаперские сказки про свободу (в данном случае — свободу изучения языков), закончилось у них все немного предсказуемо:
In August 2022, Duolingo overhauled its interface, changing its course structure from a tree-like design, where users could choose from a range of lessons after completing previous ones, to a linear progression.
В немецком концерне Siemens с 177 летней историей на 2024й год работало 327,000 [2] только штатных сотрудников, чтобы поверить в «свой образовательный микрокосмос» (что бы это ни значило) для такой массы людей — надо быть упоротым идиотом. Или инфоцыганом.
Кстати упомянутый проект «Мой учебный мир» — просто коммерческая корпоративная система обучения от Infosys, развернутая для Siemens:
Ничего нового, прорывного и революционного в ней внезапно нет, а лет этому ПО примерно как автору.
6. Учимся спринтами
Тут у нас еще один шизофренический хит:
попытки адаптации известной практики управления ИТ-проектами — Agile для всего сущего.
Термин «спринт» как раз оттуда, означает короткий период разработки нового функционала, после которого выкатывается релиз.
Я уже видел «продажи по Agile», «техподдержку по Agile» и «DevOps по Agile», осталось только увидеть эскортниц, работающих по Agile чтобы спокойно умереть.
Конечно же все это уже не имеет никакого отношения ни к разработке ни к самому Agile, а просто наглое использование известного термина ради пиара.
Так что если увидите этот термин где-то помимо специальной литературы для ИТ-задротов или чатов отдела разработки, особенно в абстрактных статьях про «успешный успех» — выкидываете такое произведение в корзину.
14,7 минут — средняя сессия в образовательных приложениях. 62% российских работодателей хотят программы до 3 месяцев. Гарвард уже перевёл программы для руководителей в формат интенсивных двухнедельных спринтов. Многочасовые лекции — это новые вымирающие динозавры.
На этом месте вставлю (в качестве примера) ролик на 1 час 43 минуты, где два «вымирающих динозавра» обсуждают исторические события тысячелетней давности.
Ролик собрал 111 тысяч просмотров только на Рутубе за три дня:
А еще есть Клим Жуков, Станислав Дробышевский и много кто еще, создающие контент в лекционном формате, который собирает многие тысячи просмотров.
нормальные, зрелые специалисты относятся с большой осторожностью к глаголу «устарел», уж точно не раскидываются им направо и налево объявляя устаревшим решение, практики или технологию без серьезных на то оснований.
Определить «на глаз» какая технология точно является устаревшей без сбора серьезной статистики и исследований — невозможно. Особенно если вы живете в другой с объектом исследования стране.
Для примера автор много лет считал устаревшими язык Pascal и среду Delphi, перестав следить за их развитием еще примерно в 2005м году.
Поэтому был в легком шоке с появления в инфополе и быстром наборе популярности у Lazarus IDE и FreePascal — открытыми продолжателями идей Delphi.
Потому как понятия не имел о крайней популярности Delphi в Латинской Америке, о сохранившейся школе преподавания этого языка и кучи работающего ПО, которое до сих пор активно используется.
7. Сообщество важнее контента
Вообще термин «community» в западном мире означает примерно то что у нас называют диаспорой — объединение пришлых людей по национальному признаку.
Например сообщество мексиканцев или сообщество выходцев с Чили. Собираются в такие сообщества прежде всего мигранты, живущие в чужой стране, для решения бытовых вопросов, взаимопомощи и банальной защиты.
Такие community
быстро крепнут и становятся чрезвычайно важны для их членов, с чего и появляется довольно специфическое отношение к ним. Проблема лишь в том, что все это не имеет никакого отношения к интернет-сообществам
, которые и у нас и у них представляют собой не более чем группы по интересам.
Тут же на лицо дурацкая подмена понятий:
сообщество в его оригинальном смысле (как диаспора) действительно важнее, но поскольку речь про интернет-сообщество — получается полная херня.
Спрос на очное обучение вырос с 14% до 62% за три года. Методы «равный обучает равного» повышают успеваемость на 20%. VK создал менторский тиндер для топ-менеджмента. Люди приходят не за знаниями, а за связями и ролевыми моделями.
«Менторский тиндер для топ-менеджемента» это конечно пять, ну хоть не корпоративный «интимсити с эскортницами» придумали — уже хорошо.
Опустим фантастические факты и непроверяемые цифры, все что хотел сказать на эту тему уже описано выше, но стоит раскрыть зумерскую дичь «равный обучает равного», поскольку встречаю этот идиотский посыл уже не первый раз.
Чтобы получить знания нужны годы обучения и смесь практики с теорией — подготовленный преподаватель объясняет теорию в формате лекции, затем выдает практические задания.
Практические задания как правило далеки от реального применения на рабочем месте, с чего возникает самая частая претензия к ВУЗу и очной форме образования — отрыв от реальных потребностей работодателей.
На это мне тоже есть что сказать, но в отдельной статье, пока остановимся просто на оглашении данной проблемы.
С навыками все проще, они действительно передаются «из уст в уста» и не требуют специальной подготовки. К сожалению ничему сколь-нибудь сложному через навык обучиться не выйдет.
Не получится сесть рядом с практикующим хирургом и наблюдая за ним, слушая его наставления тоже стать хирургом — так это не работает.
Все тоже самое и с ИТ, получить какой-то конкретный навык (вроде настройки nginx) «из уст в уста» конечно можно, но например стать полноценным программистом таким образом — нет.
8. ИИ убивает половину обучения
на данный момент идет негласная война между студентами и профессорами на тему использования ИИ во время обучения.
Страдают от этого обе стороны, поскольку с одной стороны ленивые студенты, использующие ИИ-сервисы для прямого обмана учителей и прикладывающие все возможные усилия чтобы их не поймали, с другой — нерадивые преподы, которые сами норовят использовать ИИ для подготовки учебных материалов.
И уже были случаи когда студенты просили вернуть деньги за обучение, поймав препода на подобном использовании ИИ.
36% руководителей планируют учить команды через ИИ-ботов. В 45% компаний нейросети уже стали первой точкой доступа к знаниям. Bayer заменил курсы виртуальным помощником. Многие знания стали массовым товаром — зачем учить то, что может в моменте подсказать бот?
Снова опустим безумные факты и непроверяемые цифры, поскольку в таком стиле можно генерировать любой объем дичи хоть каждый час, разберем вот это:
зачем учить то, что может в моменте подсказать бот?
Это тоже часть инфоцыганских практик — указание на некий простой и быстрый путь для решения важной проблемы, в данном случае проблемы обучения.
Поскольку прикладывать усилия и учиться народ в массе своей не любит — такой заход работал в прошлом и будет работать в обозримом будущем.
И сколько бы автор ни повторял, что обучение требует времени и сил, всегда найдется простак, готовый заплатить своими кровными за «быстрое решение».
Так что если видите посыл про «легкий путь без рисков и проблем» в статье — отправляете статью в корзину, где ей и место.
9. Репутация важнее контента
Перед вами еще одна инфоцыганская классика — декларирование чего-то очевидного и существующего в качестве нового и необычного.
Конечно же репутация важнее контента, поэтому если эту статью разместит у себя какой-нибудь Forbes — доверие к изложенному в ней материалу будет сильно выше.
Вроде бы все нормальные люди это понимают и так, но только добавление общепринятого факта к инфоцыганской в целом статье внезапно добавляет ей доверия.
64% руководителей выбирают программы по репутации школы. 52% готовы переплачивать за сильный бренд. Преподаватели становятся инфлюенсерами: профессора Уортона имеют миллионы подписчиков. Контент везде одинаковый, разница — в доверии.
Снова опустим бредовые цифры, которые все равно никак не проверить и разберем вот этот интересный посыл:
«профессора Уортона имеют миллионы подписчиков».
Дело в том что даже преподаватель в средней школе известен на весь район — он обучает каждый день человек по 100-200 детей, у каждого из которых минимум один родитель. И все они знают его в лицо и по имени.
Так что суммарно обычного школьного учителя узнают в лицо и на постоянной основе несколько тысяч человек, что много по сравнению с обычным человеком.
Преподаватель в ВУЗе это уровень выше, поскольку помимо преподавательской деятельности есть и научная:
конференции, научные работы, публичные лекции и статьи.
Часто это известность в своей области научной деятельности или даже в масштабах страны.
Отдельные представители начинают нести свет науки еще дальше в массы — раскручивая себя через социальные сети до эпических масштабов.
Так и появляются те самые миллионы подписчиков, что разумеется много, но какой-то невиданной редкостью ныне не является.
Тем более в англоязычном интернете, который сильно больше нашего.
Так что профессор известного университета с миллионом подписчиков — скорее норма, чем отклонение, но точно не новое веяние.
Что это значит для нас?
На этом пункты заканчиваются и начинаются выводы.
Все целиком цитировать не буду, ограничусь лишь частями, поддающимися комментированию:
Образование перестало быть передачей информации. Теперь это инструмент трансформации личности в эпоху, когда каждый год нужно пересобирать себя заново.
Нормальное образование никогда не было «передачей информации» и никогда этим ограничиваться не будет, главная задача образования — внезапно выпуск образованного человека. Образованного, не просто натренированного делать повторяющиеся действие.
Что касается «трансформации личности» и «пересобирать себя заново» — это еще одна яркая инфоцыганская практика, призванная вывести клиента из равновесия.
Суть в том что стабильная личность это всегда цельная личность, с давно сформированным набором ценностей и интересов.
Тут возникает проблема, поскольку продать ненужное говно спокойному и психически стабильному человеку откровенно сложно.
Поэтому прежде чем что-то впаривать продавать, жизненно необходимо вывести такого клиента из равновесия, например вбросом о «трансформации личности» и необходимости «пересобрать себя заново», желательно с передачей всех материальных активов на сторону «учителя».
Если вы всё ещё продаёте повышение квалификации — пора переосмыслить продукт. Люди покупают не знания, а новую версию себя. Моложе, красивее, идеальнее.
Тут инфоцыганский автор безусловно прав — люди действительно охотно покупают «новую версию себя», особенно если она будет моложе и красивее.
Правда это не новость — про «эффект красоты и молодости» знают все крупные производители косметики, духов и одежды, знают в мире кино и масс-медиа со времен изобретения рекламы.
Короче это настолько приевшаяся банальность что за автора даже стыдно. Зато он прямым текстом дает вам понять за кого он вас принимает.
Кстати эта банальность еще и является устаревшей — накат на молодость и красоту ныне может и отпугнуть от продукта или услуги, имейте это ввиду.
Современная молодежь не очень любит излишнюю сексуализацию а классические паттерны успеха уже натурально всех бесят.
Эпилог
Надеюсь дорогие читатели сделали определенные выводы и в дальнейшем будут быстрее отсеивать интернет-мусор, генерируемый инфоцыганами.
Тем более что их техники отлично ложатся на возможности современных нейросетей для генерации контента.
В общем случае характерные признаки вроде:
- отсутствие проверяемых фактов
- отсылки к очень большим и известным компаниям
- жонглирование терминами
- явно выдуманные цифры
явно говорят о том что вы читаете очередной инфоцыганский высер а не серьезную статью.