people
May 29

Настоящее зло

За всем этим безумным потоком новостей и радикальных изменений в мире, случившихся за последние годы, сложно было заметить появление настоящего зла, с рогами, копытами и воняющего серой.

Это новое зло незаметно вошло в нашу с вами жизнь, зло у которого вы каждый день покупаете товары и услуги, зло без которого вы уже просто не сможете жить — согласно навязанному вам мнению, разумеется.

Неожиданное, невероятное по масштабу на#балово, о котором вы возможно догадываетесь, но ничего сделать уже не можете.

Понимаю что большинство читателей далеки от бизнеса, поэтому такие большие суммы могут огорчить, но тем не менее представьте что 30% вашего дохода взяли и заблокировали в миг, без причин.

Первые ростки зла

Лето 2016 года в Москве выдалось очень жарким, хотя я не особо от этого страдал, сидя в коворкинге в самом центре столицы.

Настолько «самом», что каждый день ездил мимо Кремля в свой импровизированный офис на Мясницкой.

Тем летом я познакомился с одним интересным французским стартапером, который предложил поработать над его проектом.

Не вдаваясь в подробности (которые все равно уже не помню), его софт должен был использовать API Facebook для сбора постов из нескольких групп — такой функционал официально поддерживается через API, это не «дикий scraping» и не ставший мемом «парсер фейсбука».

Для того чтобы использовать этот самый API, было необходимо создать специальный токен в панели разработчика — все как у всех остальных социальных сервисов.

Но как только я попробовал хотя-бы открыть панель разработчика — моя учетная запись была немедленно и автоматически заблокирована.

Выглядело это как-то так:

Очень известное сообщение для тех лет.

Собственно одна из первых моих учеток в Фейсбуке так и осталась заблокированной с тех времен и до сих пор.

Конечно же я немедленно попробовал сделать новый чистый аккаунт — с другим номером телефона, с подключением из другой сети, пробовал и частичное заполнение профиля — с фото и постами, пробовал выдержать паузу после создания, как советовали «гуру фейсбука» — ничего не помогло.

Как только фиксировался вход в раздел для разработчиков — учетная запись блокировалась.

Пытался связаться с представителями Фейсбука через формы обратной связи, отправив в общей сложности 26 отчетов из разных хитро спрятанных форм, на которые не было прямых переходов ни из поисковиков ни с сайта Фейсбука — без толку, мне ни разу не ответили, даже автоматически.

Но это еще не все:

я объяснил ситуацию французскому заказчику и он предложил использовать его учетную запись в Фейсбуке, с его личного ноутбука.

Как думаете что произошло?

Правильно, несчастного француза немедленно забанили.

Т.е. гражданин Франции, с ноутбука купленного во Франции, с учеткой созданной во Франции и зареганной на белый и официальный номер телефона во Франции, с историей использования из Франции (в том числе с использованием этой самой панели для разработчиков), с кучей друзей и контактов из Франции — был точно также в миг и бессрочно забанен Фейсбуком.

Как и простой русский парень город Тверь. — т. е. собственно автор.

И точно также никакие «обращения в техподдержку» не помогли — фактически его коммерческий проект был разом уничтожен.

Причем у француза был платный бизнес-аккаунт и крутилась реклама — он вложил существенные средства в работу и продвижение на платформе и все это в миг было утрачено.

Не думайте будто я входил все это время в какой-то закрытый и защищенный раздел или занимался каким-то криминалом, речь про официальную и стандартную панель для разработчиков:

https://developers.facebook.com/tools

Конечно со временем я нашел-таки несколько лазеек и смог более-менее работать с Facebook через API, но для этого пришлось использовать откровенно криминальные техники:

дампы ворованных аккаунтов + VPN аж через Японию, поскольку только там требования по валидации аккаунтов были специально занижены.

Дело в том что в те годы Фейсбук активно набирал себе пользовательскую базу в стране восходящего солнца и ради привлечения широких масс намеренно упростил регистрацию и активацию новых аккаунтов.

Не то чтобы я этим горжусь, скорее даю пищу для размышления широкой аудитории, только вдумайтесь:

для того чтобы работать с социальной платформой — не спамить, не собирать контактные данные, а просто делать вызовы методов официального API стандартным способом, пришлось использовать откровенно криминальные методы, нарушающие как правила платформы так и законодательства нескольких стран.

Разумеется официально «все работало» и «никаких проблем нет», просто у автора «плохая карма» — именно такие комментарии посыпались, стоило только рассказать о подобных проблемах.

Карма кармой, но только это было лишь начало — Фейсбук оказался первым но далеко не единственным, использующим такие подходы в работе.

Взрослое зло

С тех пор все популярные веб-платформы начали использовать порочную практику Фейсбука:

  • нет контактов
  • нет адреса офиса
  • нет техподдержки
  • нет обоснования действий
  • нет сообщений об ошибках
  • нет предупреждений

Зато есть «мониторинг подозрительной активности» без каких-либо официальных правил и автоматический бан, часто без возможности разблокировки.

Так ныне обстоят дела что у отечественных Яндекса и Авито, что у зарубежных Amazon или LinkedIn.

Сначала я думал что это просто эффект больших цифр и масштаба:

крупным компаниям действительно мало дела до проблем отдельных пользователей — когда пользовательская база в сотню другую миллионов зачем париться разбираясь с одиночными инцидентами?

Но потом таким же точно образом начали себя вести и начинающие компании, где точно не могло быть никаких миллионов пользователей.

Вчерашние наколенные стартапы, слепленные из трех хворостин, перевязанных изолентой (привет Timepad) внезапно начали тотально и целиком игнорировать пользователей:

не достучаться, не дозвониться, не написать, не сообщить о проблеме — никак и вообще, вас просто тотально игнорируют.

Но платежи при этом принимают.

Был отдельный смешной (и страшный) инцидент с LinkedIn, где я одно время активно общался в группах разработчиков:

в какой-то момент мы нашли баг в системе, но появившийся в группе сотрудник LinkedIn показательно и последовательно.. проигнорировал все сообщения о проблеме.

Вне зависимости от национальности, страны происхождения или уровня владения языком — просто тотальный игнор, без каких-либо благодарностей, запроса деталей или даже стандартного ответа из серии «будем разбираться».

Партизанскими тропами

Я пришел к выводу, что такая практика это нечто большее нежели банальное хамство, раздутое ЧСВ, лень, долбо#бизм или еще какое влияние человеческих черт — такое поведение является намеренным и строго согласованным с высшим руководством.

По той простой причине, что крупной платформе выгодно ставить пользователей за рамки официальных правил и даже закона:

если для работы бизнеса необходимо размещать объявления в каком-нибудь Авито или Вайлдбериз, надо делать посты в Инстаграме и Фейсбуке — пользователи все равно будут это делать, невзирая на любые сложности и легальность.

И будут за это платить.

При этом вы не сможете ни жаловаться, ни требовать и фактически всегда будете в позиции просящего — рыльце-то в пушку.

Теперь представьте что если не 99% то точно существенное количество пользователей Фейсбука, Авито, Яндекса вынуждены нарушать закон и правила платформы, чтобы просто хоть как-то там работать — получается у компании фактически полная защита от любых судов и применения к ним каких-либо ограничительных санкций.

Таким образом повлиять на крупные интернет-платформы не в силах никто кроме государственных регуляторов, дергать которых долго и сложно.

Теперь вернитесь к заглавному скриншоту статьи и попытайтесь осознать, насколько все плохо, если такими подлыми методами пользуется даже крупная платежная система со своим официальным и платежеспособным клиентом, еще и компанией, а не частным лицом.

Причем дело происходит в стране с действующим английским правом, где последствия таких действий могут стоить очень дорого.

Это не Россия, где тебя просто и без затей посылают на х#й первые лица, рассказывая в лоб что «ты лох и мы тебя на#бали».

Мы на войне

В настоящий момент джентельменский набор «юного бизнесмена», который хоть как-то ведет бизнес, пересекающийся с интернетом включает пару сотен левых учеток во всех соцсетях, торговых площадках и мессенджерах.

Это постоянный риск блокировок, тотальный игнор и риск заморозки баланса в любой платной учетке, в любом сервисе и в любой момент времени — от самого банального хостинга до аналитики, интеграции или SEO.

Совсем недавно Sony заблокировала несколько миллионов проплаченных учеток для Playstation фактически «просто так» в качестве превентивной меры и без объяснения причин.

Деньги разумеется никто не вернул, а варианта задействовать суд просто нет — Sony вне юрисдикции российских судов.

Теперь в третий раз посмотрите на заглавный скриншот и посмотрите на цифры — это не какая-то игровая консоль, у человека зависло с риском потери полмиллиона долларов!

Причем надо понимать, что даже с таких «зависших» поступлений ему все равно придется платить налоги и вовремя — тут до банкротства такими темпами один шаг.

Не знаю что у него за бизнес и каков масштаб, но вытаскивание даже миллиона рублей из оборота компании — уже проблема, поэтому дивиденты себе выплачивают далеко не все владельцы бизнеса и не каждый квартал.

Эпилог

Я честно не знаю что со всем этим делать и не вижу адекватных путей решения, за последние десять лет у меня были разборки:

со всеми банками большой тройки, со всеми сотовыми операторами, со всеми торговыми площадками, со всеми основными социальными сетями и мессенжерами, с хостерами, с кучей внешних сервисов и SaaS-платформ

Как от лица заказчиков так и лично - результат практически всегда был нулевой.

Никого уже не пугают ни иски, ни обращение к регуляторам, ни повестка в суд ни все эти досудебные претензии, отправляемые заказным письмом — всем просто пох#й.

Фактически, оплачивая ныне услугу или товар онлайн вы больше никак не защищены ни законом, ни правами потребителя:

вам могут вернуть деньги, а могут и не вернуть, чаще вашу учетную запись просто тихо блокируют, без возможности обжалования.

Вне зависимости от вашего «социального статуса», каких-то там связей и полномочий.

PS

Недавно мне сильно задержали заказ в ресторане заодно нахамив, попросил ту самую «жалобную книгу» и с интересом увидел в ней.. пять страниц жалоб на плохое обслуживание.

Пять страниц.

Это та самая книга, которая висит под стеклом в каждом заведении общепита, которую обязаны предъявлять проверяющим и контролирующим органам если что.

Так что временами стоит просто набить #бало менеджеру и пусть другая сторона мучается со сбором доказательств.