Про возраст
О странностях в современном отношении к возрасту.
Как думаете сколько лет персонажу на фото выше?
Нет мои дорогие зумеры, дедушке Джареду уже 52 годика. Старше вашего папы, для большинства читателей.
А как думаете сколько лет вот этому почтенному господину:
Понятно что давно не мальчик, но все же. Есть идеи?
Ладно, давайте откроем википедию:
Сильве́стр Гарде́нцио Сталло́не (англ. Sylvester Gardenzio Stallone /stəˈloʊn/; итал. [ɡarˈdɛntsjo stalˈloːne]; род. 6 июля 1946, Нью-Йорк, США) — американский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. За свою актёрскую карьеру снялся более чем в 50 фильмах, в том числе в сериях фильмах «Рокки» (1976—2018), «Рэмбо» (1982—2019), «Неудержимые» (2010 — наст. время) и «План побега» (2013). К первым трём из которых также приложил руку в качестве сценариста, режиссёра и продюсера.
Так что дедушке Слаю на момент написания этой статьи полные 78 лет.
Сильно он похож на 80-летнего?
Но ладно, это все же Голливуд — он далеко и в представлениях обывателей выглядит фантастическим миром, где все непрерывно делают пластику с липосакциями, запивая кровью христианских младенцев и поэтому выглядят так хорошо.
Как насчет наших знаменитостей?
А на самом деле это взрослый дядя, которому внезапно уже 35 лет.
Теперь возьмем вот этого «милашку», короля женских сердец, «секс-символ поколения» и все такое прочее:
Дяде на фото выше на минуточку — 39 лет, сорокет.
А вам его до сих пор продают как молодого актера.
И что-то никто из «дедов» выше не собирается завязывать с кино и не перестал сниматься из-за старости чтобы «дать дорогу молодым» — как же так?
А что насчет популярного мнения что «после 30ти жизни нет» и после тридцатого дня рождения можно сразу ползти на кладбище?
В последний год в разговорах с женщинами от 35 до 50 лет всё чаще слышу, что мужчины старше 30 неликвид. Причем дело даже не тактико-технических характеристиках среднего мужика, а именно в возрасте. Эти женщины твердят, что хороши только парни от 16 до 25, а все остальное — отбросы. Причем они автоматически приписывают молодым все мыслимые положительные качества без учета личных особенностей. Типа, возраст всё предопределяет.
Не кажется что где-то вас на#бывают?
Так вот скажу что вам не кажется — вас действительно цинично на#бывают, мои дорогие зумеры.
Та-да-м!
На этой ободряющей ноте предлагаю включить логику, вспомнить физиологию с психологией и погрузиться в увлекательный мир цифр.
10 000 часов
Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине.
Студентов-скрипачей разделили на три группы.
В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую — те, кого оценили как перспективных. В третью — студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае — учителями музыки в школе.
Всем участникам задали один вопрос:
сколько часов вы практиковались с того момента, как впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?
Почти все студенты начали играть примерно в одном возрасте — лет в пять. Первые несколько лет все занимались около двух-трех часов в неделю. Но лет с восьми стали проявляться различия.
Лучшие студенты упражнялись больше всех остальных:
к девяти годам по шесть часов в неделю, к двенадцати по восемь часов, к четырнадцати по шестнадцать, и так до двадцати лет, когда они стали заниматься — то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство — более чем по тридцать часов в неделю.
К двадцати годам у лучших студентов набиралось до 10 000 часов занятий. В багаже середнячков было 8000 часов, а у будущих учителей музыки — не более 4000.
Именно это исследование затем стало называться правилом 10 000 часов, невролог Даниель Левитин пишет:
«Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики.
Теперь давайте попробуем оценить что такое 10 000 часов.
Допустим вы занимаетесь 8 часов в день, 5 дней в неделю — в среднем в месяц это будет 160 часов, в год — 1920.
Нетрудно подсчитать, что такими темпами требуемые 10 000 часов будут набраны за ~5.2 года постоянной практики.
Если исключить праздничные дни, личную жизнь и все 8 часов заниматься именно и только выбранным делом, а не какой-то херней.
Но чтобы тратить по 8 часов в день каждый день на обучение вместо зарабатывания денег, надо или родиться в богатой семье или иметь спонсора, который будет оплачивать вашу сладкую жизнь все время обучения.
В суровой реальности обычных людей все чем человек располагает это два часа в день и три раза в неделю, тратя все остальное время на выживание и зарабатывание себе на жизнь:
2 часа х 3 раза х 4 недели = 24 часа в месяц
Что дает всего лишь жалкие 288 часов практики в год.
За какое время получится наработать требуемые 10 000 часов такими темпами? Примерно за.. 35 лет.
Разумеется описанные выше варианты — крайние, а истина где-то посередине:
Исходя из моего опыта надо примерно десять лет упорного труда для достижения мастерства
Это максимально близко к реальности.
Десять лет практики — непосредственного занятия выбранным делом, чтобы вы что-то стали из себя представлять.
Что, все еще верите в сказки про «талант» и «дар от бога», а не в постоянные тренировки?
Зря, потому что оценка мастерства бывает только внешней — от других людей. Вам может казаться что вы успешны и профессиональны, но без внешней оценки другими людьми это лишь иллюзия и самообман.
Ладно, давайте покажу с чего начинали ныне знаменитые звезды — чтобы попробовать понять нужна ли широким массам работа новичка.
Серая звездная масса
И начнем с Данилы Козловского — моего любимого персонажа.
Вот так выглядела будущая звезда мирового масштаба в 2003м году, в одной из своих первых ролей:
Актерская игра будущей звезды там на уровне внешнего вида — такой же лютый п#здец.
Сильно дох#я кому он был такой нужен? Стал бы Данила мировой звездой на одной только харизме и «идеальной внешности» без постоянной практики в театре?
Попробуйте узнать черноволосого паренька справа:
А это между прочим одна из первых ролей самого Киану Ривза — «Невероятные приключения Билла и Теда» 1989 года.
До «Нео» из «Матрицы» еще долгие десять лет.
Сколько таких «задротов» бегает по коридорам любого ВУЗа прямо сейчас, как думаете? Сколько будет кандидатов если попросить кастинг-директора найти подобный типаж и не ограничивать бюджет и сроки?
Думаю выбирать будете следущие лет десять-пятнадцать, непрерывно.
Но проходит десять лет и все мальчики, когда-то выезжавшие на одной лишь внешности внезапно заканчиваются. Остаются в профессии только те кто постоянно практиковался и тренировался — именно они и попадают в итоге на «большой экран».
А все остальные — с харизмой, модельной внешностью и кубиками пресса, но без реального опыта и практики внезапно идут на х#й.
Потому что ставки слишком высоки, риск что неопытный человек завалит все дело, сорвет съемки или сделает херню вместо кино — слишком высок.
И так обстоят дела далеко не только в киноиндустрии.
Все певцы и артисты (за исключением уж совсем отбитых рэперов) —тоже приходят к чему-то осмысленному годам так к тридцати.
Конечно же бывают исключения, но для основной массы «осознанность» и понимание своей деятельности приходит только к этим годам.
В 30 создаются если не самые «звездные» или уникальные то точно самые технически грамотные синглы и альбомы — когда автор наконец научился выражать свои мысли с помощью любимого инструмента и больше не «ищет себя».
И пусть фанаты орут сколько влезет что «уже не те», «продались и опопсели», «скурвились» — ранние работы у всех групп всегда являются технически полным говном, несмотря на всю их «трушность», хардкорность и эксклюзивность.
Даже если это Джимми Моррисон, Slipknot или битлы прости господи.
Торговля молодостью
Наверное у вас есть ощущение, что столь дурацкое отношение к возрасту есть только у современного поколения и раньше все было по-другому?
идея что молодость это товар, который очень хорошо продается пришла в голову людям мягко говоря не вчера
А концепт «юного, но прокачанного» героя, который все сразу знает, все умеет и не дрогнет в сложной ситуации кочует из одного произведения в другое начиная с древних саг о викингах и Шекспира.
Так что сказки про 14-летних пацанов, водивших эскадры в бой на слонах имеют под собой очень древнюю основу.
Но это все же сказки, в основном для девочек и детей — чтобы восторгались и платили автору его монету.
В реальности же все было примерно как сейчас:
серьезными делами рулили почтенные старцы в возрасте
А «юные, но талантливые» были и есть у них на подхвате.
Возраст и ИТ
Напоследок расскажу про непростое отношение к возрасту в моем любимом ИТ.
Так сложилось исторически, что в ИТ как отрасли всегда было две противоположных «картины мира».
Первую (сказочную) транслировали наружу — для окружающих обывателей и неофитов, чтобы было легче привлекать новые кадры в индустрию.
А вот вторая (настоящая) была и есть для «своих» — для людей с опытом, которые уже какое-то время проработали в ИТ.
Согласно первой «картине мира», типичный айтишник это такой юный гений, с невероятным интеллектом и очень серьезным образованием, который вершит судьбы мира нажатием клавиш на клавиатуре — не меньше.
«Высокие технологии для молодых и продвинутых» — звучало из телевизоров еще в 70х годах прошлого века, задолго до эры онлайн-курсов и донатов.
И на эту сказку юные неофиты точно также велись 50 лет назад как и сегодня. Зато вторая «картина мира», которая «для своих» всегда была прямо противоположной:
Опытный программист это такой дедушка с бородой и в очках, у которого за плечами полвека практики, выросшие дети и даже внуки
Вот что-то такое всегда подразумевалось в ИТ под термином «опытный профессионал» со стороны тех кто платит за весь этот цирк.
Теперь понимаете откуда растут уши всех этих дурацких требований из серии «10 лет опыта в технологии Х» для молодых кандидатов?
Это просто смешение двух картин мира — сказочного и настоящего в голове #бнутого рекрутера.
Что же касается реальности и реального положения дел, то в ИТ также как и (например) в медицине существует вполне себе закономерный ценз по возрасту:
не может быть архитектора моложе тридцати, просто потому что для такой работы надо минимум 15-20 лет постоянной практики.
С трудом верю в молодых тимлидов или CTO — по тем же самым причинам. Разумеется если речь идет о реальной, а не «нарисованной» работе.
я сам начал заниматься программированием с 15ти лет, имею профильное высшее образование — т. е. прямо на моем дипломе написано «программист» и в первый раз был директором еще в 22.
Но до сих пор имею огромные прорехи в знаниях, которые закрываю с большим трудом. И такого чтобы человек был готов в юном возрасте к серьезной технической работе просто не может быть.
Во всех известных мне случаях это сильное лукавство с той или иной целью — чаще всего ради пиара.
Итого
Не парьтесь дорогие мои, человек до 30 лет только учится жить и что-то из себя представлять в профессиональном плане. Причем несмотря на все сказки про «советские времена» и «железные игрушки, прибитые к полу» — так дела обстоят уже очень давно.
Если брать городских жителей, с хоть каким-то образованием и задействованных в сложной работе, то «процесс созревания к 30ти годам» был еще 200 лет назад, как и образование по 15-20 лет подряд.
Так что не ведитесь на сказки про 17-летних капитанов и 14-летних принцев, которые с 5 лет владеют 100 языками и летают на драконах — это все чушь и реклама, призванная продать вам молодость.
Человек учится жить и работать до 30ти и только к этому возрасту начинает хоть что-то из себя представлять в профессиональном и социальном плане — только после 30ти на него можно полагаться, он уже знает что делать в сложных ситуациях, знает как поддерживать темп работы и может выдавать предсказуемый результат.
А вот «юные гении» в реальности мало кому нужны, потому что непредсказуемы — хер поймешь как его завтра переклинит и что такой гений может сотворить и зачем.