Перспективы заказной разработки
Честно и объективно, про то зачем вам нужен собственный софт в 21 веке победившего хайтека, при наличии кучи «существующих решений» и облачных технологий.
Зачем?
А вы думали тут будет про защиту природы и ответственность перед обществом? Увы, но нет, я уже старенький и в детские сказки давно не верю.
Поэтому разговор будет про материальное, а не душевое:
Начальные условия
Стабильный, отлаженный, работающий и приносящий доход. Масштаб не так важен, важнее горизонт планирования:
вы спокойно можете планировать на 5-10-15 лет вперед.
Да, так тоже бывает. Нет, не только у представителей «списка Форбс».
Вы прошли определенный путь в построении ИТ, набили шишек, собрали все начальные грабли, вроде штрафов за невовремя сданную отчетность из-за зависшей системы, или просера клиентов — из-за проблем со складским учетом.
Само собой у вас уже есть какой-то развернутый софт:
1C для бухов, какая-нибудь CRM, сайт, корпоратиный чат и почта — словом что-то такое простое. Еще не SAP/Oracle но уже и не эксельки.
Что-то несущественное (по сравнению с оборотом) вы за это платите вендорам.
Словом, у вас есть работающий процесс из чужих блоков и есть понимание чего нехватает и как все можно ускорить:
смысл заказного софта — создание коммерческого преемущества перед другими компаниями, в виде более оптимизированного внутреннего процесса.
Проще говоря, это как разница между полностью кастомным болидом, созданном специально для гонок и купленной конвеерной «Ладой».
Если у вас задача победить — сорян, но конвеерное ведро вам не поможет. Но ездить конечно будет, спору нет.
Как говорится: «Топчик за свои деньги».
Стартапы-стартапчики
Что если вы решили зарабатывать деньги на софте, который вам сначала должен сделать кто-то другой?
Бизнеса как-такового у вас еще нет, а вот запрос на разработку уже есть.
Ну очевидно что это все сильно рисково и так или иначе — в итоге вам будет нужна своя команда в штате.
Аутсорсом можно закрыть начальную стадию прототипирования, можно делать дальнейшие доработки и сопровождение — но никак не весь бизнес целиком.
Сбор доработок, требований и хотелок от ваших клиентов, реакция на инциденты, тестирование и банальное обслуживание (вроде бекапов) — на вашей стороне и совести.
Перестраивать бизнес заказной разработки и внутренние процессы ради вас хороших — никто не будет, вне зависимости от чека.
Ну ок, конечно есть некоторые «товарищи» — они могут «постараться и сделать вид», за хороший прайс. Hо cуть процессов не изменится и вам от этого легче не станет, поверьте.
Что делать нищебродам
Пардон, низкосостоятельным клиентам, испытывающим временные финансовые затруднения.
Главное что вы должны понять и принять:
И дорогие тут в первую очередь специалисты, их время.
Поэтому попытка сделать что-то за три копейки всегда приводит к проблемам из поговорки про «жадного, который платит дважды».
Жизненный цикл софта проходит три ключевых стадии:
Попытка урезать бюджет до размера вашей пипирки приведет лишь к тому, что первая и последняя стадии будут предложены за отдельные деньги. А разработку максимально урежут по времени — очевидно чтобы не тратить время самых дорогих специалистов из цикла.
В итоге вы потратите весь ваш «гулькин бюджет», но пользоваться не сможете:
без стадии планирования и формализации требований — внутри будет каша вместо логики. А без какого-то сопровождения — вы не сможете быстро поправить найденные недочеты, коих при вводе в эксплуатацию будет много.
Разработчики это прекрасно знают, а вы — нет. Отсюда и весь вой на болотах про «плохих аутсорсеров, разводящих на деньги».
Поэтому если у вас нет нормального бюджета на разработку — используйте подручные средства:
на условную штуку баксов, которую вы собирались потратить на разработку у фрилансера из Бангладеш, вы сможете «обколоться» всеми видами SaaS для автоматизации бизнеса.
Мой главный совет нищебродам подрастающим бизнесменам.
Конкретика
Посмотрите на скриншот выше — вам правда все это надо в вашем бизнесе и ежедневной работе?
А убрать — никак, потому что «решение не позволяет».
В итоге вы становитесь заложником чужого взгляда на ваш собственный бизнес и процессы в нем — так в гонках не побеждают.
ваши сотрудники вынуждены тратить время на действия и переходы в системе, которые им не нужны для работы.
И цепочки действий могут быть очень длинными — чем навороченнее CRM тем сложнее в ней заводить карточки товаров и клиентов.
построение ИТ на готовых продуктах выглядит как некая «подгонка» ваших бизнес-процессов к той модели, которая была заложена в каждом конкретном продукте, который вы используете.
И абсолютно неважно сколько лет на рынке существует каждый конкретный продукт и какие там профессора с академиками его проектировали:
Большинство (если не все) продукты для автоматизации бизнеса строятся вокруг неких усредненных моделей этого бизнеса, с логикой что кастомизация возможна только в границах модели.
если софт автоматизирует кафе то в нем обязательно будет меню, с напитками и блюдами. У блюд будут порции и ингридиенты. Будут процессы кухни и список заказов.
А теперь возьмем новый и модный формат «антикафе», где помимо меню есть еще почасовая или поминутная оплата, абонементы, бронь залов и дополнительные услуги.
А кухни может и не быть — только снеки и газировка.
Получается что только 20% бизнеса подпадает под модель кафе и поддается автоматизации готовым софтом. Из функционала которого используется также лишь малая часть.
Но платите вы конечно за весь функционал.
все известные мне западные продукты выстраиваются вокруг идеи внешнего аудита, независимой оценки, проверок, соответствий требованиям регуляторов и обязательной отчетности. Западных, разумеется.
Ну и сильно вам в Воронеже поможет, например, факт соответствия набора полей в карточке клиента в Microsoft CRM требованиям по KYC от Минфина США?
Легче жить и вести бизнес станет от этого факта?
А это все влияет и на внешний вид и на наборы полей и на структуру базы.
Эпичный пример
У одной бабушки компании, торгующей унитазами был CRM.
Обычный покупной продукт, ширпотреб. Еще у нее был коллцентр, где был другой специальный софт, в который загружались клиенты из CRM. В коллцентре сидели девочки, которые звонили клиентам по разным поводам и без.
И все было хорошо, но бл#ть в CRM не было банальной галочки "VIP клиент".
И всякие злые и занятые директора заводов и депутаты регулярно попадали в выгрузку для коллцентра.
И им звонили девочки-операторы, снова и снова предлагая унитазы и прочие туалетные радости.
Продолжалось это годами, закончилось только с завершением эры коллцентров. Сколько клиентов и крупных контрактов за это время компания про#бала — с трудом поддается исчислению.
Потому что если звонить ВИПу раз в неделю и пытаться впаривать грошовые унитазы — он огорчится и уйдет.
И все из-за одной сраной галочки на карточке клиента.
Вот что из элементов на снимке выше реально надо видеть сейлу при продаже унитазов?
остаток бл#ть на складе, без которого все ваши лиды и воронки пойдут нах#й пешим строем.
А его тут внезапно нет. И не будет, потому что кто-то умный решил за вас:
раз «складской учет» это абсолютно другой функционал — не стоит его смешивать с CRM, ставьте еще одну систему рядом. И интегрируйте.
С точки зрения формальной логики это правда, но разве вам от этого легче?
Я бы еще долго мог приводить подобные примеры — давно занимаюсь корпоративным софтом, видел в живую эти волны «цифровизации» и перестройки бизнеса под меняющуюся реальность.
Риски
Мне известен лишь один серьезный риск при заказной разработке:
риск связаться с криворукими долбо#бами, которые похерят вам всю работу.
Все остальное, вроде необходимости последующей модернизации, отлова ошибок, шанс выезда за согласованный бюджет и сроки — откровенная херня, по сравнению с рисками при построении ИТ на чужих продуктах.
Давайте кратко по ним пройдемся.
Риск первый: отказ от обслуживания
Вендор ПО может отказать в обслуживании в любой момент, в одностороннем порядке, по любому поводу.
Причем так было всегда, задолго до изменений в политической обстановке. Могут высказать «подозрение на отмывание денег», например.
Риск второй: изменение ценовой политики, в произвольную сторону
Точно также в одностороннем порядке, без оповещения, компания-владелец ПО, которым вы пользуетесь может менять ценовую политику:
убрать ваш тариф, сменить набор опций доступных в вашей версии ПО, поменять стоимость и так далее.
Многие директора обожают слова «амортизация» и «окупаемость» — вот бл#ть окупите себе насильный переезд с условной версии «Standard» на версию «Pro» в произвольный момент времени, с разницей в цене за одно рабочее место в баксов так 500.
Просто потому что нужную вам опцию просто отрезали в «Standard» версии.
Риск третий: отказ от ответственности, тотальный
«Производитель не несет ответственности» в каждой EULA, если вы их вдруг начнете читать перед нажатием кнопки «Принять».
Встанет у вас производство, накроется бизнес из-за сбоя в его софте — вендора не еб#т. По шелчку подрываться и чинить ваши проблемы никто не будет, даже с золотой поддержкой.
Смысол и посыл
Вообщем, есть вы, ваш бизнес и ваше понимание процесса — все остальное пусть идет нах#й, вместе с бесконечными советчиками «как улететь в рай верхом на нашем продукте»:
Изначальная задача софта — автоматизация бизнеса, а не генерация комплексов неполноценности у ваших сотрудников из-за обилия левых кнопок и ненужного функционала.