Импортозамещение
Исторический экскурс и несколько необычный взгляд на эту проблему.
В чем суть
Для сохранения информационной безопасности страны бла-бла-бла необходимо чтобы ключевой софт производился и поддерживался на территории РФ. Точка.
На самом деле тут скорее двоеточие и длинное перечисление, что именно подразумевается под «ключевым» ПО — в разных отраслях естественно свои лидеры и свое понимание «жизненной необходимости».
Опустим пока политику и саму техническую возможность достижения этого вашего «импортозамещения», окунемся для начала в историю.
Как это все начиналось
Весь современный ИТ, включая культурную часть был придуман и явился широким массам в США.
Интернет был придуман, разработан и запущен в США — широко известный и неоспоримый факт.
Все ключевые языки, операционные системы, все протоколы передачи данных вроде TCP/IP, HTTP, HTTPS, FTP и так далее — все появилось там.
Даже сам термин «Computer Science» появился не в Кембридже или в Сорбонне, а в Беркли. Который как известно находится не в Европе, не где-то в Азии, а в США.
Английский язык был с самого начала и остается основным в ИТ:
все главные языки программирования, системные (и не только) библиотеки и фреймворки — используют английский язык в качестве основного описательного средства.
все внутренности вашего компьютера и смартфона — на английском, даже если они были произведены в Китае.
Почему получилось именно у США?
На мой взгляд — стечение обстоятельств: совпало место, время, запрос общества и доступные ресурсы.
Попытки скинуть гегемона
Как бы это не казалось невероятным отечественному обывателю, но Европа ни тогда ни сейчас не является монолитным образованием. Это скорее лоскутное одеяло, где у каждого лоскута свои интересы.
Поэтому борьба за «суверенитет в ИТ» началась не в РФ, а в Европе и сильно задолго. Ниже один из примеров.
Minitel
Уже мало кто помнит, но до массового распространения интернета, во Франции была успешная попытка создания своей глобальной сети:
Минитель (фр. Minitel) — французская информационная система, использующая технологию «Видеотекс». Создана во Франции в конце 1970-х годов. Первые пользователи испробовали минитель в 1980 году, и до появления интернета он оставался самым популярным в стране телекоммуникационным средством. За это время название «минитель» стало нарицательным, и используется для обозначения вида связи, как «телефон» или «интернет».
Вот тут замечательная статья про нее, обратите внимание на клавиатуру на скриншотах.
Если углубляться в тему, то можно найти много чего интересного:
битва за локализацию — когда европейские страны одна за другой начали требовать поддержку работы на своих языках, битва за госзаказ — постоянные попытки отказа от продукции Microsoft в госсекторе европейских стран и много чего еще.
Почему ни у кого не получилось
С моей точки зрения, существует глобальная недооценка реальной стоимости и сложности импортозамещения:
недостаточно просто переписать софт, нужно сформировать привычку у потребителя
Microsoft со своим Windows занял основную долю рынка именно потому что у них получилось с формированием привычки использования — того самого «usability».
Затем это же подход повторила Apple со своим Mac, затем Google с Android. Словом, это все не просто какие-то там технологии а нечто большее.
И реализовать это «большее» ни с большими деньгами ни по указке не получится. По крайней мере я таких примеров не знаю.
Но надо еще понимать, что все эти победы случились отнюдь не вчера и всем этим замечательным компаниям понадобилось 20 лет роста и успешных решений чтобы достичь их текущего положения.
И вот тут уже подключилось государство, со своими государственными интересами и продвигаемой повесткой, поэтому современная массовая ИТ-продукция от крупных вендоров обязана и продвигает интересы США и ее повестку.
Пока эти интересы были более-менее человечны и понятны широким массам — никаких проблем это не вызывало.
Но поскольку гегемон уже не тот, а повестка стала напоминать откровенную шизу пополам с совсем уж тоталитарной пропагандой — пошли возмущения, в том числе поднятие этой темы импортозамещения.
Напоминаю, тем кто забыл или в те времена не жил:
еще 10 лет назад не было даже видимых подвижек к какому-то там «импортозамещению», а 20 лет назад ИТ в РФ считала себя «недоразвитой частью глобальной ИТ-культуры» и подшучивала над отечественным Яндексом с майл.ру — на полном серьезе сравнивая их с западными компаниями.
Но запроса общества на «импортозамещение» не было, совсем.
Собственно 10 лет назад, в 2013 автор занимался тем что внедрял откровенно американский софт в одном крупном российском банке.
Китайский путь
Широким массам давно известно что ИТ в Китае «все свое», замкнутое на внутренний рынок.
К сожалению что 20 лет назад что сейчас во времена нейросетей — речь идет либо про ИТ-продукты для конечного потребителя либо про глубоко научную работу, ресерч и исследования.
Да, в Китае нет Amazon, нет Facebook, нет Google — на все эти облачные сервисы есть локальные аналоги.
Но если чуть копнуть вглубь, то уровнем ниже окажутся все те же мировые открытые решения: Linux, Nginx, Java, PHP, Golang и так далее.
Своей экосистемы фреймворков в Китайском ИТ нет, поэтому софт пишется на тех же самых «американо-европейских» технологиях и фреймворках.
При этом вклад китайских разработчиков в опенсорс минимален, по отношению к их количеству. По-сути получается такое себе чистое потребление и заимствование, без глубокого понимания происходящего.
Думаю очевидно, что в долгосрочной перспективе такой подход ущербен и точно также опасен, поскольку не дает никакого реального ИТ-суверенитета.
Другой путь
Появление движения «open source» сильно поменяло ИТ-индустрию и кардинально изменило коммерческую разработку. Достаточно сказать что без открытого ПО никаких облачных решений бы просто не появилось.
в ИТ появились сообщества — большие массы людей, заинтересованные в том или ином открытом решении и вовлеченные в его разработку.
А там где появляются сообщества людей там появляется и политика: центры силы, манипуляция общественным мнением, пропаганда и прочие радости МИДа.
Вообщем-то ИТ-сообщество достаточно аполитично и тех кто занимается разработкой ПО мало заботят глобальные изменения в окружающем мире и политической реальности, поэтому какой-то волны ненависти и отмены российских разработчиков, участвующих в открытых проектах замечено не было.
Есть конечно отдельные эпизоды, но это точно не массовое явление.
Поэтому считаю что вполне возможно и реализуемо вместо попыток переписать с нуля и создать очередную государственную ОС — просто постепенно наращивать влияние российских разработчиков в open-source проектах.
Главное ведь компетенции, а не исходники — что вы будете делать с парой миллионов строк кода на Си (ядро какой-нибудь ОС), если нет опыта и подготовки?
А если наши разработчики, да еще с гос.поддержкой будут годами участвовать в разработке того же Android или ядра Linux — будет тот самый необходимый опыт.
Если их количество начнет перевешивать в проекте — уже в РФ начнут появляться центры силы и наши разработчики будут определять дальнейшее развитие той или иной технологии.
Собственно говоря, такая практика уже существует:
много кто из разработчиков в том же Яндексе или Сбере отправляют коммиты в апстрим тех открытых проектов, которые используются в компании.
Но это все происходит неорганизованно и подпольно, а потому неэффективно. Если же этот процесс поставить на промышленные рельсы — например давать государственные гранты на доработки открытого софта и выкладывания их в апстрим — ситуация изменится радикально.
В первую очередь потому что будет смысл наращивания специфических компетенций, которых сейчас просто нет и быть не может у обычных коммерческих программистов:
много вы знаете разработчиков, которые смогут собрать из исходников и доработать Google Chrome?
При этом исходники есть, они доступны и открыты.
Просто их настолько много и они настолько сложные, что заниматься изысканиями, ковыряясь в этом всем просто так — никакой мотивации не хватит.
Мой собственный опыт
Да, я как раз тот редкий представитель — с опытом доработки большого открытого ПО. Поэтому достаточно хорошо представляю себе всю сложность затеи с «импортозамещением».
Так вот софт (чаще всего речь про LibreOffice, Gimp, ядро Linux, Android), разработку аналогов которого чаще всего подразумевают под «импортозамещением» потребует сотни так две разработчиков моего уровня, на каждый подобный проект. И лет по 10 непрерывной работы.
А их нет — ни разработчиков таких ни этих 10ти лет.
Поэтому если кто вдруг одумается и захочет пойти по пути доработок открытого ПО — пишите.